Ричард Бартон
Ричард Бартон (1925-1984). Настоящее имя — Ричард Дженкинс. Актер театра и кино. Снимался в фильмах "Беккет " (1964), "Клеопатра " (1962), "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1966), "Шпион приходит с холода " (1966), "Эквус"(1977), "1984" (1984) и др. Значительный эпизод в карьере — участие в радиопостановке "Под молочным деревом " по Дилану Томасу.
"Этот человек не только большой артист, но и мужчина, заставляющий ваше сердце биться сильнее. Он сверхпривлекателен; наверное, для него специально изобретено слово харизма. Я всегда була очарована им, но, увь1, встретилась с ним тогда, когда он был увлечен другой женщиной", — писала в своих мемуарах о Ричарде Бартоне несравненная Марлен Дитрих.
Бартон родился в тревожный 1925 год. Ему дали имя Ричард Вальтер Дженкинс. Он стал двенадцатым ребенком спившегося бергманского господина, который в течение трех недель находился в "туристической поездке" и с ликованием пускал на ветер остатки скудного заработка...
Ричард вырос в краю, где зарабатывали себе на хлеб, работая в шахтах и на сталелитейных заводах.
Судьба подарила ему знакомство с театральным актером Филиппом Бартоном и покровительство Тенагера Риччи, которые оценили природный талант сына "угольного забойщика". Он был обеспечен денежными средствами для дальнейшего образования в Оксфордском университете.
Ричарда оценили в студенческом театре-студии, считая его талантливым до гениальности. Он быстро совершенствовался на Страдфорской сцене и в Олди Вич, а также на богатых театральных подмостках.
В 1961 году Элизабет Тейлор, молодая кинозвезда, находилась в зените своей славы. Она готовилась к съемкам фильма о жизни египетской царицы Клеопатры. Этому фильму суждена была громкая слава. Но пока еще не было снято ни одного кадра. Режиссер только предлагает контракты актерам, и в том числе англичанину Ричарду Бартону, совсем недавно приобретшему известность. Он будет играть Антония в паре с самой яркой звездой Голливуда! Конечно же, он слышал про Лиз Тейлор. Думая о ней, он прислушивался к какому-то очень далекому смутному предчувствию...
Ричарду Бартону было тридцать три года. Коренастый, плотный мужчина, со следами частого употребления спиртного на лице, на первый взгляд казался тяжеловесным, с непропорционально тяжелой головой, но в его глазах было что-то волнующее. В салонах Голливуда дамы нервно перешептывались, когда предстояло посетить этого восточноевропейского фавна-путешественника, и говорили: "С собой нужно нести постель..." Лишь Джоан Коллинз, его партнерша по фильму "Атрибуты страсти", не позволяя ему сексуальной близости, говорила: "Я верю, что ты можешь изнасиловать и шланг..."
В Великобритании же "распутник" был хорошо известен прежде всего как гениальный актер. У парня "черт в животе" — говорили о нем в лондонских театральных кругах, когда Бартон, уже крепко выпивший, по вечерам шел на репетицию или появлялся на сцене, вдохновенно играя Отелло, Гамлета, Калибана... Он выглядел гигантом среди драматургов и таких великих актеров, как Лоренс Оливье и Джон Гилвуд...
Темпераментный, агрессивный мужчина был женат на скромной и нежной Сибил, любившей этого буяна уже десять лет. У них было двое детей.
...Рим, январь 1962 года. Съемки "Клеопатры". Бартон и Тейлор впервые оказались вместе на съемочной площадке. Потом Тейлор записала в дневнике: "Он был таким взволнованным, таким изящным, что я открыла ему свое сердце. Мне хотелось его убаюкать!"
И еще, немного позже, она написала: "Его глаза блестели, как фонари. Именно после этого впечатления я решила стать его любовницей. Я знала, что это будет унизительно. Я никогда еще не делила ни с кем своего мужчину. Но — тем хуже!"
Они встречались в Лондоне. Сибил предпочитала отойти в сторону. "По | вечерам, — говорила Тейлор, — мы будем читать все книги этого мира, сидя у очага, и это будет рай".
Спустя год после начала отношений Лиз заявила: "Зачем сниматься в кино? Ведь я уже стала звездой. Хватит!"
15 марта 1964 года они поженились в Монреале. "Мое счастье, что я стала его женой, — откровенничала Элизабет. — По своей натуре Ричард — не обычный мужчина. Правда, он еще продолжает носить в себе след джунглей, где многое подчинено физической силе и неуемной раскованной/страсти. Но от этого в жилах любой женщины закипает кровь. Он мужик прямолинейный, но добрый и честный. Он беспокоится обо мне, моих денежных расходах. Все мои заработки перечисляются в детский фонд... Я нисколько не сожалею, что уже буду не миссис Лиз Тейлор. Хочу быть женой Ричарда Бартона... Хочу быть его тенью..."
А пока они страстно резвились: ссорились и порой дрались в фешенебельных квартирах Лос-Анджелеса и Лондона...
Но через некоторое время прекрасная любовь (о ней много писали в самых восторженных тонах — "о такой любви каждый из нас может только мечтать") постепенно приобрели черты навязчивого кошмара. Страстная натура Бартона, его гневные вспышки, в свою очередь, выводили из себя Элизабет. Было очень много работы — они снимались в четырех фильмах за год. Именно тогда, во второй половине шестидесятых, были сняты их знаменитые картины — "Укрощение строптивой" (где Ричард наконец-то сыграл шекспировского героя в кино), "Комедианты", "Бум", "Кто боится Вирджинии Вульф?" Последний фильм был вершиной в их совместной карьере. "Я не должен был соглашаться на эту роль, — говорил Бартон. — Именно после нее мне приклеили ярлык типа, который пресмыкается перед своей женушкой".
По вечерам он ежедневно был занят на Бродвее. Играл роль Гамлета, покоряя театральный мир Америки. Когда подписывали с ним договор по настоянию Элизабет Тейлор, никто не был уверен в успехе неизвестного актера. Но благодаря его драматическому таланту дебют Ричарда Бартона превратился в его триумф.
Выходя на авансцену, актер с такой эмоциональной силой произносил в затаивший дыхание зрительный зал знаменитый монолог "Быть или не быть? Вот в чем вопрос!", что разражалась буря восторга. Зрители утверждали: "Быть!"
Ричард творил сам, побуждая творить и Тейлор. Только он смог убедить Элизабет в том, что она не просто звезда, которую можно использовать лишь в целях наживы, а потом, выжав, выбросить, как грязную тряпку, и забыть. "Ты настоящая драматическая актриса, — говорил он, — и не должна забывать об этом. У тебя талант, который нужно ценить и которым обладают единицы... Ты больше чем звезда!"
"Самая дорогая мне роль — Вирджиния. И не только потому, что за нее я получила второго "Оскара". Она из тех редких ролей, которые будоражат фантазию и интеллект. Тогда мне было тридцать два года..." — рассказывала Тейлор.
Однажды Элизабет Тейлор спросили, что сделает она, если неожиданно узнает о том, что Ричард влюбился в другую женщину. Подумав, она спокойно и уверенно, с достоинством ответила: "В наши дни мужчины средних лет любят ухаживать за совсем молоденькими девушками. Однако пока у Ричарда я этого не наблюдала. Думаю, ему нет надобности сдерживать свою неуемную страсть. Я ведь нахожусь рядом! Женщина я настолько любящая и темпераментная, что нашла в себе силы не только выйти за него замуж, но и продолжать жить с ним..."
Благодаря Ричарду Бартону и киностудии "XX век — Фокс" Тейлор зарабатывала по миллиону долларов за каждый фильм и владела бриллиантом Круппа ("33 карата с одной третью. Не забудьте треть..."), жемчужиной "Перегрина", подаренной Марии Тюдор аж в 1554 году; жилыми домами в Мексике и Гстааде; фешенебельной квартирой в лондонском небоскребе, а также яхтой.
"Ричард был щедр, — говорила она. — и просто чудесен".
К сожалению, оба пристрастились к алкоголю, хотя старались пить раздельно. И в июле 1973 года Лиз вдруг заявила: "Ричард и я на некоторое время расстаемся. Может быть, мы слишком любим друг друга... Молитесь за нас!" Развод состоялся в июне 1974 года.
Тейлор еще долго звонила Бартону. Каждый день. Каждый вечер. В 1975 году они снова поженились, однако второй брак длился всего лишь год.
Свое 50-летие Лиз отмечала в Лондоне. На день рождения пришел и Бар-тон. Выглядел он ужасно для своих пятидесяти шести лет — годы пьянства, тяжелых потрясений, причиной которых часто была сама Лиз, сделали свое дело. Тем не менее Тейлор весь вечер протанцевала с Ричардом. "Вечер удался на славу, и Ричард был таким замечательным. Мне было так хорошо, что я захотела остаться 50-летней навсегда".
Воссоединение продолжалось два дня, после чего Бартон заявил репортерам: "Элизабет хочет ко мне вернуться. Она постоянно уговаривает меня жениться на ней снова, но я больше этого не выдержу. Моя жизнь связана с ней, как с бывшей женой, и как с легендой".
Бартон незадолго до смерти сказал: "Я буду пить, чтобы от этого умереть. Но Лиз переживет меня. У нее есть свой мир. А мой мир — это только театр".
Лиз до сих пор вспоминает его: "Ричард научил меня немного лучше разбираться в поэзии и не пугаться ее. Он говорил: "Просто читай ее, как если это был Теннеси Уильяме, читай ее ради смысла, а не ради размера".
Читайте в рубрике «В истории Великобритании»: |