Тенденции современной моды
Мода всегда отражает эпоху. Мода последнего десятилетия XX века формировалась в эпоху спада, и в ней нашли свое отражение политические и социальные события 90-х годов. Но на смену спаду идет подъем, и тенденции моды уже отражают идеалы шикарной жизни. Еще год назад надо было выглядеть скорее «незнакомкой в сером», чем «фифой с бриллиантами». Теперь быть богатой и элегантной престижно.
К началу нового тысячелетия мода выметает старые стили, однако старается сохранить все лучшее и оригинальное. Стиль минимализм, господствовавший в последние годы на подиумах и в жизни, отступает, сдавая позиции более декоративным направлениям. У минимализма было много приверженцев, особенно среди молодежи. Он полюбился за изысканную простоту линий и материалов.
Минимализм пришел к нам с Запада, где прочно утвердился в противовес излишней роскоши моделей «от кутюр». Публика, наиболее активно потребляющая моду в богатых странах, пресытившись изысками авангардных коллекций, искала спокойствия и умиротворенности в минимализме. Да и климат в Европе теплее: тюльпаны цветут почти круглый год — глаз радуется, поэтому можно одеться не так ярко, и дизайнеры стали предлагать более сдержанную колористическую гамму.
В России минимализму прочили короткую жизнь: русские женщины, мол, любят одежду яркую и декоративную. Однако все вышло по-другому: он пришел к нам позже и задержался у нас дольше. Минимализм был и вампирическим (ярко-красные губы, макияж в стиле «вамп», черные волосы, агрессивные прически), и функциональным (с использованием спортивных элементов, застежек, заклепок, с эффектом мокрых волос, отсутствием украшений и маникюра), и гламурным (с элементами голливудской моды 50-х годов).
Главное, что определяет сегодняшнюю моду — комфорт и удобство. Это благодатный момент для людей, придерживающихся в одежде классического направления, и для дам бальзаковского возраста. На арене молодая и в то же время зрелая женщина со сложившимися пристрастиями в выборе одежды. Если же это молодежная одежда, то многие художники-модельеры не предлагают подчеркнутой экстравагантности. Для молодежного направления подойдет и гардероб в спортивном стиле деловой женщины. По многим моделям, создаваемым стилистами для молодежи, видно, что они адресованы именно этой возрастной группе, но нет прежнего «перехлеста», наблюдавшегося в некоторых авангардистских коллекциях прежних лет.
Многие художники-модельеры, желая дополнить простоту и даже некоторую аскетичность моделей одежды прежних лег, вводят в них колористическую насыщенность, декоративные детали и, конечно, новые ткани. Ткани — вот что будет определять моду XXI века.
Объективные и субъективные факторы моды
Моду будущего станут диктовать производители высокотехнологичных тканей нового поколения. Новаторы утверждают, что в XXI веке швейная машинка станет раритетом: ткани будут спаиваться, склеиваться и свариваться.
Разработаны материалы, в которых тепло зимой и, прохладно летом, мембранные ткани (в них легко дышит кожа), антибактериальные, лечебные и даже антистрессовые ткани. Что касается волокон, используемых в современных тканях, то предпочтение отдается натуральным волокнам: льну, хлопку, шелку, шерсти, а также смесовым тканям. Современная мода использует экологичные ткани, в которых на первый план выходит экотехнология. Синтетика сильно изменилась, приобретая образ «дамы, приятной во всех отношениях». Потребитель хочет, чтобы ткань была комфортной в носке, ее легко было стирать и не надо было гладить. Смесовые ткани отвечают всем этим требованиям.
В современной моде практически не делается различия между мужскими и женскими тканями. Мы уже не увидим надписей в магазинах «Ткани для женских пальто» и «Ткани для мужских костюмов». Стиль «унисекс» проник и в эту сферу. Из одной материи шьют и мужскую куртку, и женскую юбку. Используются жаккардовые ткани, ткани, слегка напоминающие мебельные.
Особую роль нынешняя мода отводит новому дениму, сочетаниям джинсовой ткани с другими, тканям-компаньонам, вельвету и вельвету-корду (с широким рубчиком). Используются добавки лайкры и эластана. Шерстяные ткани по-прежнему играют важную роль в ассортименте модных тканей. Фактуры могут быть блестящими, гладкими, плотными и рыхловатыми, с разреженной структурой и начесом, а также выделанными под замшу, кожу, твид. Интересны пальто и куртки из слоеных тканей, например, трикотаж, костюмная ткань, а между ними — синтепон. Популярны эффекты мятости и жатости. В кружевные ткани, расшитые мохером, вышивка привносит эффект романтичности. Все ткани стали легче, тоньше и мягче.
Спортивная одежда также оказывает влияние на материалы — появились новые виды вязаных трикотажных полотен, содержащих высокотехнологичные виды пряжи. Очень популярны ткани стрейч, причем эластичные нити добавляются не только в хлопок, но и в льноподобные ткани. Все эти новые ткани получили название многокомпонентных. В моде прозрачные и полупрозрачные ткани и их комбинации с различными материалами.
Начиная с 2001 года в моде произошел взрыв цвета, поэтому сегодня «отшлифовываются» модные цвета. Актуально возвращение черного цвета через сочетание с белым. В моде винно-красные оттенки, а также цвета макияжа. Синий цвет, который был очень популярен после выхода на экраны фильма «Титаник» и забыт в 2000-м и 2001-м годах, снова входит в моду. В моде мелованные — очень легкие цвета и темные — очень глубокие.
Особенно хочется сказать о цвете хаки, который стал особенно любим. Он может становиться более желтым, более зеленым или более охристым. Цвет хаки не выходит из моды, так как присутствует в модном ныне стиле «милитари». Популярны и натуральные оттенки, которые относили раньше к стилю «сафари»: оттенки песка, земли, сухой травы. В группе «сиреневый туман» присутствуют все оттенки сиреневого, серо-сизый и дымчато-розовый. В теме «Городская графика» видим переход от черного к белому через беж, причем бежевый цвет имеет большое количество оттенков. Новый деним — отдельная тема в современной моде. Наблюдается возвращение к исходно темно-синему дениму с добавлением лайкры, причем предлагаются модели с сочетаниями нескольких цветов денима в одном ансамбле и комбинирование с другими тканями, даже с пестрым букле. Не уходит из моды и цвет «кэмел» (верблюжей шерсти).
Орнаментальное решение текстильных полотен стало более динамичным. В моде геометрия, стиль «оп-арт» (пришел из моды 60-х годов XX века), полоски, рисунки с размытыми очертаниями (как бы несфокусированные), ассоциативные рисунки, наложение одного мотива на другой, психоделические мотивы и, конечно, цветочные композиции, причем в тканях воспроизводятся орнаменты различных стилей: от эпохи рококо до ампира, а также реминисценции стилей ушедшего XX века.
Что касается классических приемов, то в моде клетки: традиционные шотландские, пье-де-пуль, пье-де-кок, «бер-бери» (использовавшаяся прежде только для подкладки). Ведущие западные дизайнеры предлагают даже сочетание клетки с яркими орнаментами, пейзажами, изображениями животных, чего не было в моде прежде, а если и было, то искусствоведы относили это к кичу.
Вообще кич, появившийся в моде тридцать лет назад, видоизменился и трансформировался до такой степени, что даже искусствоведы, изучающие моду, порой теряются в догадках, к какому стилю отнести это направление, граничащее подчас с дурным вкусом.
Основной силуэт — легкое прилегание, силуэт не трапециевидный, как в предыдущие годы, а прямой и полуприлегающий. Вещи становятся более компактными, они как бы жмутся к телу. Причем часто прилегающий эффект создается за счет актуальных нынче поясов и ремешков. Снова популярны пояса-цепи, пояса-шнуры, кожаные ремни. В направлении «буржуазный шик» наблюдается возвращение костюмов точного покроя, хорошо сидящих на фигуре. Интересно в тенденциях моды и использование мотивов спецодежды: халата медика, костюма спасателя, скафандра водолаза.
Читайте в рубрике «Модный гардероб»: |