Кто придумал мебельную стенку?
Стенкой принято называть систему корпусной мебели, перекрывающую все пространство стены помещения. Создателем подобной системы является французский архитектор Ле Корбюзье.
В 1947 году он опубликовал трактат «Модул ёр», в котором впервые сформулировал принцип единства предметной среды, окружающей человека. Корбюзье доказывал, что только использование чистых геометрических форм (прямоугольника, круга или квадрата) создает психологический комфорт внутри помещения.
Корбюзье выступил против традиционной громоздкой мебели, призывая освободить внутреннее пространство помещений для жизни людей. Он считал, что мебель должна быть частью интерьера, а не загромождать площадь комнат.
Впоследствии идеи Корбюзье были развиты художниками-дизайнерами, что и привело к появлению современных концепций корпусной мебели.
Согласно теории Корбюзье, для каждого помещения следует разрабатывать собственное меблированное пространство. Оно должно состоять из набора готовых блоков, которые имеют различное функциональное назначение, но легко объединяются, и собранная из них конструкция обретает единство и неповторимость. На практике мебельная стенка конструируется из нескольких крупных блоков, к которым добавляется необходимое число секционных модулей, закрывающих пространство стены.
Первыми подобную систему меблировки предложили финский архитектор Э. Сааринен и немец О.Нимейер. Но они были архитекторами, а не дизайнерами и смотрели на мебель как на подчиненную составляющую общего ансамбля.
Только в конце пятидесятых годов, когда развилось искусство дизайна, сформировались основные линии развития корпусной мебели.
Обычно выделяют два направления: функциональное и декоративное. Представителями первого из них в основном являются итальянцы, они считают, что украшения являются излишествами, снижающими потребительские качества мебели. Изготавливаемая функционалистами мебель имеет простые геометрические формы и лишена сложной отделки.
Приверженцы декоративного стиля, напротив, считают, что мебель является произведением искусства, она должна радовать глаз так же, как и хорошая картина или декоративная напольная ваза.
Мебель декоратировщиков богата излишествами, она украшается резьбой и орнаментом, форма предметов не всегда соответствует ее функции. Шкаф на поверку мог оказаться стойкой для бара, а книжная полка — замаскированной дверью в соседнюю комнату.
Особое место корпусная мебель заняла в жилище советского человека, став символом культуры аскетизма. Конструкторы использовали ее функциональные свойства, поскольку она легко размещалась в малогабаритных квартирах.
В основном стенки различались только названиями, внутреннее устройство их было совершенно одинаковым: буфет, платяной шкаф, книжные полки и секретер.
В европейской культуре стенка различалась по составу входящих в нее элементов, она выполнялась из разных по высоте предметов, в ней нередко использовались различные декоративные элементы (латунь и сталь). А стенка в детской могла окрашиваться в разные цвета.
Только в девяностые годы дизайнеры стали отказываться от унифицированного пространства. Но функциональные свойства стенки, ее способность вписываться в пространство еще долго будут привлекать внимание конструкторов.
Читайте в рубрике «Мебель и декор»: |