Франсуа Трюффо

Франсуа Трюффо Франсуа Трюффо

Франсуа Трюффо (1932-1984) — французский кинорежиссер и актер, один из зачинателей направления "новая волна ". Снял фильмы "400 ударов " (1959), "Жюль и Джим " (1961), "451° по Фаренгейту " (1966), "Дикий ребенок " (1970), "Американская ночь” (1973, премия "Оскар "). В 1950-е годы работал кинокритиком в "Ла Курьер дю синема ", позже стал режиссером. Снял фильмы "История Адели Г." (1975), "Последнее метро" (1980). Сыграл одну из ведущих ролей в фильме Стивена Спилберга "Близкие контакты третьего вида " (1977).

Франсуа родился в семье архитектора и секретарши. Однако мальчик свой благополучный дом возненавидел. В лицее недоучился — пошел работать. В 1950 году его призвали на военную службу. Это было тяжкое испытание, и нежная душа начинающего поэта не выдержала — Трюффо дезертировал, как бежал когда-то из дому. Его старшему другу, организатору Парижского киноклуба Базену, удалось уладить дело: Франсуа оказался на свободе с любопытной формулировкой — "демобилизован из-за неустойчивости характера". Трюффо начал публиковать заметки о кино в парижских газетах. В 1951 году Базен основал журнал "Кайе дю синема" — сегодня это одно из авторитетнейших киноизданий мира. Франсуа печатал статьи о некоторых тенденциях французского кинематографа. А через четыре года он снял первый короткометражный фильм "Шантрапа", в котором главные герои — юные обитатели парижского двора. Позже Трюффо сказал, что всю жизнь ставил картины только об отношениях мужчины и женщины или о детях.

Герой его автобиографического фильма "400 ударов" — Антуан Дуанель, мальчишка фантазер, которому хочется понимания и тепла. За первый полнометражный фильм Франсуа получил приз на фестивале в Каннах. Режиссер продолжил историю и снял о молодом французе фильмы "Любовь в 20 лет", "Украденные поцелуи", "Семейный очаг" и "Ускользающая любовь"... Трюффо придерживался традиционного построения сюжета. Он просто показывал жизнь, жизнь без прикрас.

При жизни Франсуа Трюффо о его любовных связях почти не писали. Он довольно умело скрывал их. Только самые близкие люди были посвящены в его амурные дела.

Первой любовью Трюффо стала Лилиан. Ему было 14 лет, он совал ей записочки в шорты и впервые поцеловал на лестнице. Если вспомнить фильм "Карманные деньги", становится ясно, насколько автобиографична эта картина. Патрик — несомненно — сам Трюффо, с тем самым первым поцелуем.

А его первой женщиной в те же 14 лет стала некая Женевьева Сантен, по профессии секретарша. Открытие было не самым лучшим, но, утешаясь, он написал своему другу: "В следующий раз все получится лучше".

По-видимому, "лучше" получилось с м-ль Риккерс, психологоу, которая помогла ему вырваться из исправительного центра для несовершеннолетних (куда его поместил отчим), такого же, какой он потом покажет в "400 ударах".

Будучи уже увлеченным кино юношей, Трюффо познакомился с Лилиан Литвин (кстати, в его жизни будет не меньше пяти Лилиан). Символично, что познакомились они в здании кинотеатра. Впервые он встретил женщину, которая любила кинематограф так же страстно, как и он. Но Франсуа испытывал к ней столь бурные чувства, что она в панике отказывалась с ним видеться. Он пытался покончить с собой. Лилиан спасла его, ухаживала за ним, потом бросила. Какие-то ее черты можно найти в Колетт из фильма "Любовь в 20 лет". Исполнительница этой роли Мари-Франс Пизье была внесена в его донжуанский список. Но это позже, а тогда, после Лилиан, он встречался с актрисой Лаурой Марри и отправился к ней на родину — в Италию.

Здесь же на Венецианском кинофестивале Франсуа познакомился с дочерью крупного продюсера Моргенштерна, Мадлен. Им обоим было по 24 года. В Париже они сочетались браком в мэрии XVI округа. Это, однако, не помешало Франсуа влюбиться в актрису Бернадетту Лаффон, которая снималась у него в "Шантрапе". Бернадетта находила, что он похож на Бонапарта, стоящего на мосту Арколь. "Они в тот период находили все, что угодно, друг в друге, — писала "Пари Матч". — Не оценивал это только муж Бернадетты — Жерар Блен".

Как известно, Трюффо в режиссуру пришел из критики, и теперь ему надо было доказать, что он лучше тех, кого прежде с такой яростью критиковал. Он снимает много и так же множились его романы, ровно по числу фильмов. Франсуа был не в силах пропустить ни одну актрису, которая играла в его картинах. Это Мари Дюбуа ("Стреляйте в пианиста"), Франсуаза Дорлеак ("Нежная кожа"), Клод Жад ("Украденные поцелуи" и "Семейный очаг", а много позднее "Ускользающая любовь").

С Катрин Денев он встретился на съемках "Сирены с "Миссисипи"", а потом снял в одном из лучших для них обоих фильме "Последнее метро". Их отношения были довольно бурными. Денев хотела ребенка, а он не соглашался. Он готов был развестись с Мадлен и жениться на ней, но тут уж Катрин сказала "нет". Кстати, г-жа Моргенштерн-Трюффо весьма снисходительно относилась к увлечению своего мужа. Она справедливо считала, что все это "не серьезно", что он все равно вернется к домашнему очагу. Трюффо назвал один из своих фильмов, "Семейный очаг", полный, как часто у Трюффо, автобиографических подробностей.

Во время съемок "Жюля и Джима" Франсуа Трюффо увлекся Жанной Моро, игравшей героиню любовного треугольника. Роман был бурным и недолгим. Моро бросила Трюффо и уехала сниматься у Джозефа Лоузи в "Еве". Когда они встретились снова, Франсуа был печален, настроен меланхолически...

Утешился Трюффо с Джулией Кристи, которая снималась у него в "45 Г по Фаренгейту": "Жюли была первая женщина в моей жизни, носившая мини-юбки", — напишет он позднее. И этот роман оказался недолгим — равно как и съемочный период фильма.

Непродолжительным оказался и его роман с Кики Мэркхам, которая снялась в его фильме "Две англичанки и континент". По окончании съемок он расстался с ней. Объяснил это Трюффо так: "Во время съемок девушка или женщина чувствует волнение, страх, они подчиняются тебе, в поисках поддержки поворачиваются к тебе, готовые уступить".

Надо думать, что Трюффо был близок не столько с артистками, сколько с их героинями, созданными его фантазией. Все признают, что во время съемок Трюффо был обворожителен. После — терял эти качества. Он много работал, но у него хватало времени на все — на любовь, на чтение сценариев, руководство компанией "Фильмы Кароссы", на обеды, походы в кино, на женщин. Трюффо сознавался, что ему скучно в мужской компании после семи вечера.

Женщины вообще занимали в жизни Трюффо очень большое место. Франсуа написал однажды: "Почему женщины не желают нас так же, как мы их, лишь за то, что эти женщины из себя представляют: горбатых из-за горба, буржуазок из-за шляпок, шлюх из-за бедер, добродетельных за их достоинства, толстух из-за их жировых складок, худых из-за их костей". Ахтер Жан-Клод Бриали вспоминал, что Трюффо частенько, стоя у стеклянной витрины с внутренней стороны, любил наблюдать, как по тротуару шествовали нескончаемые пары стройных ног, и, вздыхая, говорил: "Еще одна, которая никогда не будет моей!.." Он мог преследовать незнакомую женщину по людным улицам, не заговаривая с ней, сторонясь, если она оборачивалась, а потом выпытывать ее адрес и телефон у какого-нибудь бармена. Друзья рассказывали, что, когда в компании заходила речь о женщинах, Франсуа неизменно возводил глаза к небу, чем вызывал общую улыбку. "Франсуа, — говорил Серж Руссо, — всегда был влюблен, и почти всегда безнадежно". А вот свидетельство одной из тех, которые любили Трюффо: "Он никогда не оставлял женщину насовсем".

Последней любовью Трюффо была актриса Фанни Ардан. Он успел снять ее в двух фильмах — "Соседке", трагической истории о том, как двух бывших любовников, успевших расстаться и обзавестись семьями и снова случайно сведенных судьбой, убила возродившаяся страсть, и в ироническом детективе "Веселенькое воскресенье". Затем, готовясь к работе над "Маленькой воровкой", он впервые почувствовал приступ тяжелой болезни, погубившей его за год.

Фанни Ардан родила ему ребенка — то, в чем отказал он когда-то Катрин Денев. Но ухаживать за собой он позволял единственной женщине, своей жене Мадлен Моргенштерн.

"Он прекрасно знал: от него скрывают, что у него рак", — вспоминал его друг Клод де Живрэ. — И еще он много читал Пруста и "Церемонию прощания" — прекрасную книгу Симоны де Бовуар о том, как умирал Сартр".

Трюффо умер в октябре 1984 года. Чтобы избежать встречи с журналистами, Фанни Ардан пришлось дожидаться глубокой ночи и пробираться домой тайком. Похороны состоялись на Монмартрском кладбище. Жанна Моро руководила на манер "прекрасной дамы", возглавив проводы в последний путь большого художника, тонкого, нежного, насмешливого — вечного ребенка, обладавшего мудростью змия.

Франсуа говорил: "Я — самый счастливый человек на свете, и вот почему. Я иду по улице, я смотрю на женщину, прекрасно сложенную, брюнетку, прелестную и легкую в своей темной юбке, бьющей ее по коленям в такт шагам: лицо ее не грустно и не весело, она просто идет по улице, не ища удовольствия, не желая никому нравиться..."

Читайте в рубрике «В истории Франции»:

/ Франсуа Трюффо
/ В истории Франции