Имидж руководителя-бизнесмена
Имидж руководителя-бизнесмена складывается из имиджа его личности и репутации его фирмы. Для бизнесмена чрезвычайно важно то впечатление, которое он производит на людей и которое он подтверждает своими поступками. Для него также важна репутация человека, на слово которого можно положиться. Он честен и порядочен по отношению не только к своим партнерам и сотрудникам, но и к конкурентам.
Стремясь к успеху, бизнесмен не должен бояться неудач, а должен проявлять способность извлекать из них уроки. Он уверен в своих силах и добивается цели, которую ставит перед собой. Целенаправленное поведение, подкрепленное долгосрочной стратегией, отличает серьезного бизнесмена от тех, кто живет сегодняшним днем.
Уровень развития делового человека в области бизнеса и в других гуманитарных областях должен быть достаточно высоким, чтобы он обладал хорошим кругозором, гибким мышлением и был интересен и привлекателен для самых широких общественных кругов.
Важное качество бизнесмена — эмпатия. Это умение улавливать внутреннее состояние человека и сопереживать ему, что нередко предвещает успех деловых переговоров. Ибо, уловив состояние своего партнера, ты или меняешь направление беседы, или выбираешь другую логику размышлений, или объявляешь перерыв. Коллеги высокого профессионального уровня непременно оценят подобную отзывчивость.
В центре внимания успешного управляющего компанией должен быть не только он сам, но и то, что его окружает. Важен дизайн кабинета. Если партнер приходит в хорошо оборудованную рабочую комнату с современной оргтехникой, удобными креслами, и при этом шеф гармонично вписывается в интерьер, все это производит, в том числе и на подчиненных, хорошее впечатление.
Не нужно бояться оригинальных решений. Значимая деталь интерьера может стать иллюстрацией вашего отношения к делу, проблем, которые вас волнуют. Например, как личный имиджмейкер руководителя крупной компании, я предложил шефу в самом начале нашей работы новый дизайн его кабинета. Выбрал мебель, посоветовал, как ее расставить. И настоял на одном эффекте. Повесить сзади него на стену картину: три запряженные женщины и мальчик вспахивают поле, а инвалид на деревянной ноге держит плуг и ведет его. Сюжет полотна, с моей точки зрения, ярко иллюстрирует суть современного российского бизнеса. Всем нам, мужчинам и женщинам, новичкам и людям с опытом, приходится вот так, почти вручную, буквально на костылях, поднимать борозду предпринимательства. Президент компании долго не решался, полагая, что на деловых партнеров картина произведет нежелательное впечатление. Однако я его убедил ее повесить.
В его кабинете часто бывают иностранные делегации. Улавливая их многозначительные взгляды на картину, президент объяснял западным коллегам: таково нынешнее состояние отечественного бизнеса. Иностранцы улыбались, одобрительно кивали головами, а переговоры получали дополнительный стимул.
Эффективность компании напрямую зависит и от того, как в ней строятся отношения между людьми. Нужно четко соблюдать субординацию деловых отношений. Мы умудрились в бизнес привнести простецкие манеры. Поработаем два-три года вместе и переходим на «ты», обращаясь к коллегам. Я не против элементов неформального общения в деловых отношениях. Но я всегда предупреждаю руководителей: подобные отношения с руководителями подчиненные часто воспринимают за норму, а потому нередко «слетают с тормозов» в служебном общении. Поэтому следует продуманно избирать и последовательно внедрять в служебное общение логику субординации со всеми вытекающими последствиями. Например, нежелательно обращаться к первому лицу, минуя непосредственного начальника. Или часто говорят: «Сбегай к Саше» (это не Саша, а генеральный директор фирмы). Увы, демократия нередко нас разбалтывает, и мы теряем важный элемент качественной работы трудового коллектива — деловую дисциплину. Без дисциплины не может быть преуспевающих бизнесменов и коммерческих структур.
Я рекомендую бизнесменам комбинировать три стиля руководства.
Первый — автократический. Когда руководитель обращается непосредственно к подчиненному, минуя его начальника. Руководитель имеет такое право, если события требуют оперативных решений. Когда же шеф вызывает работников постоянно, не извещая своего вице-президента или, скажем, начальника департамента, то такая простота разбалтывает людей, и начинаются разговоры: «Я к самому хожу, а им для меня...»
Другой стиль — демократический. Когда руководитель любит советоваться, прежде чем принять окончательное решение. Конечно, это хорошо, когда подчиненные участвуют в выработке управленческих решений, в коллегиальном деловом творчестве. Но если руководитель злоупотребляет демократией, то, принимая во внимание, что в бизнесе время — это деньги, потеря темпа в работе или оперативности принятия решений чреваты серьезными экономическими потерями.
И наконец, аристократический стиль: когда руководитель действует на подчиненных через постоянно совершенствуемую систему материального и морального стимулирования. Это умение работать в «белых перчатках». Руководитель присутствует в фирме, но никого не подменяет и никому не мешает. Однако трудовой коллектив в хорошем рабочем напряжении, ибо система жесткой, но профессиональной, справедливой оценки их труда побуждает к интенсивной и рациональной работе.
При этом руководителю не следует отождествлять понятия «команда» и «трудовой коллектив».
Коммерческая структура — это трудовой коллектив, в котором на профессиональной основе развиты формальные и неформальные отношения сотрудников. В коллективе существует общественное мнение, которое влияет на управление фирмой, в ряде случаев — на ее имидж.
Команда же — это ограниченное число людей. Это те сподвижники, на которых руководитель постоянно опирается при разработке своих идей и при их продвижении в персонал. У нас часто называют командой деловую структуру в целом скорее из соображений престижа. С моей точки зрения, нам не надо отказываться от понятия трудовой коллектив, а потому ориентировать менеджеров заниматься в своих фирмах созданием трудовых коллективов, так как они являются продуктивной формой кооперации труда. Например, в США уделяют этой проблеме должное внимание, о чем свидетельствует опыт функционирования народных предприятий.
Они составляют 10% от всех предприятий Америки и стали самыми рентабельными, с низкой текучестью кадров.
Как известно, в бизнесе конкурентоспособность — это показатель номер один. Вы никогда не сделаете структуру конкурентоспособной, если там не будет трудового коллектива, в создании которого велика роль команды и ее руководителя. Руководитель никогда не получит того удовлетворения от обладания властью, которое он испытывает при управлении трудовым коллективом. Эффект признания — это эффект ответной помощи. Чем значительнее социальная масса, испытывающая уважение к руководителю, тем больше каналов обратной связи руководителя с людьми, что повышает его престиж и дает гарантии успеха в управленческой деятельности.
Как видим, хороший руководитель — это хороший психолог. Безусловно важным для управленческого персонала разделом психологии является конфликтология. Вот несколько советов деловым людям по разрешению конфликтов.
Прежде чем обсуждать какие-то дела с незнакомым человеком, постарайтесь собрать о нем предварительную информацию. Например, если ваш будущий деловой партнер эмоционален и легко провоцируется, то об этом лучше знать заранее. Исходя из полученных сведений, постройте общение с ним таким образом, чтобы избежать невольного столкновения.
Если конфликт набирает обороты, стоит прекратить разговор. Бывает, что удачная шутка разряжает обстановку, оправдывает себя умение перевести обсуждение во время переговоров на другие пункты рассматриваемого документа. Лучше всего помогут железная логика, точная аргументация, спокойный тон, доброжелательная улыбка.
Зарекомендовал себя такой метод упреждения конфликтов, как моральное стимулирование работников и конкретных подразделений компании. В Германии стенды лучших сотрудников коллектива еженедельно обновляются. Они — гордость корпорации. Публичная оценка профессиональной деятельности — это не мелочь в жизни каждого из нас.
Самой эффективной формой морального стимулирования может быть на производственном совещании аналитическая оценка президентом компании профессионального успеха конкретного сотрудника. Этот анализ может стать настоящей школой обучения. Такими методами надо добиваться рентабельности и снижения риска в бизнесе.
Руководителю компании как никому другому важно заботиться о собственном имидже, при этом не забывая, что важной его составляющей является имидж предприятия, которым он управляет.
Безусловно, бизнесмен заботится о процветании своей фирмы и активно принимает участие в решении проблем, которые волнуют работающих на ней людей. Естественное стремление получать хорошие прибыли заставляет его совершенствовать технологии и находить новые способы завоевания рынка. Но, это стремление нераздельно связано с заботой об имидже фирмы.
Ведущий производитель российской водки в XIX в. Петр Арсеньевич Смирнов невероятно дорожил собственной маркой. Все связанное с именем предприятия должно было, по его твердому убеждению, говорить само за себя.
Рассказывают, что однажды на Святках, когда в Москве по давней традиции на льду Москвы-реки сошлись мастеровые, смирновские рабочие начали поддаваться, чего не случалось раньше никогда. Причина была уважительная — из-за срочного заказа управляющий не отпустил на «поле брани» основных силачей. Кончилось тем, что прямо с «боевых позиций» на квартиру к хозяину явились запыхавшиеся гонцы с криком «Наших бьют!». Смирнов немедленно распорядился отрядить на помощь дрогнувшей своей дружине подмогу да на дорогу напутствовал: «Одолеете — всем платный отпуск до двух часов дня, угощение и премия; осрамитесь — всех оштрафую!»
После этого почтенный глава вызвал управляющего и учинил ему разнос, не принимая отговорки о спешном заказе и убытках: «Насчет заказа — наши выполнят! Сраму не обобрались бы — а это похуже убытков!»
Таким образом, бизнесмен должен ставить перед собой цели не только касательно финансовой прибыли, но и объективно работающие на положительный имидж фирмы.
Окружающие должны воспринимать бизнесмена как человека, соблюдающего некие нравственные ориентиры, ощущающего себя частью общества и заботящегося о его процветании. Он должен с уважением относиться к своей стране, соблюдать ее законы, вносить свой вклад в ее развитие, поддерживать ее имидж в глазах своих международных партнеров (пусть даже отдельные государственные чиновники и ведут себя не так, как бы ему хотелось).
Многочисленные исследования показали, что 65— 80% информации о человеке идет через невербальные каналы восприятия. Причем впечатление от первой встречи формируется в течение первых десяти секунд знакомства и первых десяти секунд беседы. Зачастую именно это первое впечатление, которое вы производим, может оказать решающее влияние на вашу дальнейшую судьбу, например при приеме на работу. Более того, то, как воспринимают вас окружающие, во многом определяет вашу жизнь, ваш успех в работе и бизнесе.
Внешний вид бизнесмена, его одежда должны создавать впечатление уверенности и стильности. Его костюм не должен быть слишком ярким или вызывающе роскошным. Дорогая и несколько консервативная одежда в немалой степени способствует имиджу преуспевающего бизнесмена, но только в том случае, если его поведение и следование этикету безупречны, а речь соответствует литературным нормам.
Непродуманный имидж мешает проявлению истинных качеств бизнесмена и реализации его возможностей. Но даже если сегодня вы оказались на гребне славы и успеха, ни в коем случае не расслабляйтесь и помните, что жизнь переменчива. А в самые трудные минуты, когда спасти ваш бизнес будет практически невозможно, вас выручит хорошая репутация.
Результат опроса общественного мнения среди руководителей и сотрудников различных российских фирм указал на прямую зависимость между имиджем и карьерой. Эта тенденция практически полностью совпадает с западной. Так, в 1990 г. опрос высших должностных лиц и кадровых руководителей различных фирм, проведенный исследователями Школы управления университета в Сиракузах, показал, что 96% опрошенных считают: удачный имидж — наиболее значимая характеристика для постоянно находящихся на виду работников таких сфер, как торговля, управление, финансы.
Другие интересные результаты, полученные во время опроса, показали, что управляющие и руководители отделов кадров считают достойный имидж более важным, чем наличие ученой степени.
Большинство опрошенных руководителей фирм считают, что искусство общения (навыки в составлении писем, этикет представления, четкая артикуляция) вносит наиболее важный вклад в создание их позитивного имиджа. Следующими по важности считаются составляющие индивидуального образа: благородный внешний вид и хорошие манеры.
Читайте в рубрике «Основы имиджа»: |