Кто такой имиджмейкер?
Профессия имиджмейкера (дословно — создатель образа) считается в России новой, хотя на Западе она уже давно пользуется заслуженной популярностью. Ведь в обязанности людей, занятых такой работой, входит формирование облика политического и общественного деятеля. С развитием средств массовой информации большинство избирателей руководствуются в своем выборе не самой личностью, а тем впечатлением, которое у них сложилось после знакомства с образом деятеля.
Обычный человек интересуется лишь тем, насколько потенциальный кандидат соответствует тому или иному стереотипу. Поэтому работа имиджмейкера начинается задолго для старта предвыборной кампании. С помощью опросов он выясняет вкусы и привязанности будущего электората.
Установив, какой образ пользуется наибольшей популярностью, имиджмейкер начинает работать с кандидатом. Иногда ему приходится кардинально менять внешность и привычки своего клиента.
Клиенты имиджмейкеров часто пользуются услугами невропатологов и пластических хирургов. Первые помогают привести в порядок нервную систему народного избранника, избавить его от неподходящих жестов, вторые — от некоторых физических недостатков (например, оттопыренных ушей). В частности, Джорджу Бушу, кандидату в президенты США, пришлось пройти специальный курс электротерапии и отучиться от привычки поправлять во время разговора носок. Будущему президенту Франции Ф.Миттерану пришлось заменить протезами два передних зуба. Только тогда его улыбка перестала напоминать улыбку Дракулы.
Внешний облик не является гарантией безусловной победы на выборах. Для победы мало подобрать политику подходящий кое-что м и научить его убедительным жестам. Внешний образ, несомненно, важен, но он не является единственной составляющей успеха. Имиджмейкер разрабатывает стратегию поведения политика во время встреч с избирателями, выверяет тексты его речей, подбирает варианты возможных ответов на вопросы. Прорабатывается и эмоциональная реакция на выпады оппонентов. Ведь выступление кандидата является одной из форм саморекламы. Правильно выбрав тактику поведения, он может привлечь на свою сторону большее число голосов избирателей.
Часто имиджмейкеру приходится работать не только с самим кандидатом, но и с его близкими. После того, как супруга Клинтона Хиллари сказала в одном из интервью, что она не является той домохозяйкой, которая печет печенье, имиджмейкеры запустили в рекламу ролик, в котором пропагандировался рецепт домашнего печенья «От Хиллари». Так удалось смягчить резкость ее высказывания.
Имиджмейкер постоянно сопровождает своего клиента и ежедневно разбирает его поведение. В течение некоторого времени не удавалось преодолеть скованность Б.Ельцина во время телевизионных интервью. Он казался зажатым, неповоротливым, чересчур статичным. Тогда имиджмейкеры установили кресло на колесах, Ельцину пришлось удерживать равновесие, и его облик сразу же приобрел необходимую динамичность.
В редких случаях имиджмейкеры опираются на тот образ, который сложился в обществе изначально, и только дополняют его новыми деталями. Так, Барбара Буш навсегда осталась для всей Америки «доброй бабушкой», а Юрий Лужков продолжает пребывать в образе «прораба перестройки». Любопытно, что когда однажды он попробовал заменить кепку на шляпу, то мгновенно превратился по виду в прежнего партработника, и кепку пришлось вернуть на место.
Вообще к изменению образа следует подходить с большой осторожностью. Слишком резкие перемены недопустимы — избиратель может почувствовать фальшь. Например, В.Черномырдину нельзя появляться на публике в футболке и джинсах. Аналогично, выход В.Жириновского из роли «скандалиста» приведет к его политической смерти.
Имиджмейкер работает не один. У него делая команда специалистов. Вместе они отслеживают реакцию публики на их подопечного, с тем чтобы иметь возможность быстро подготовить для него нужные рекомендации. Конечно, волевые политики не всегда прислушиваются к мнению имиджмейкера. Например, Ельцин согласился в домашней неофициальной обстановке предстать перед камерой в джемпере или кардигане. Однако категорически отказался от ношения очков, хотя всегда держит их под рукой.
Иногда имиджмейкер входит в непосредственное окружение клиента. В.Жириновский добился статуса депутата для одного из петербургских актеров Марычева. Он всегда находился рядом с лидером и помогал ему в создающихся ситуациях. Именно Марычев подсказал Жириновскому образ скандалиста. Как хороший драматический актер, Жириновский со временем дополнил и усовершенствовал свой облик.
Но это отнюдь не означает, что с помощью имиджмейкеров можно раскрутить кого угодно. «Из дурака не сделаешь умного, а из слабака — сильного политика», — писал еще Дейл Карнеги.
Читайте в рубрике «Основы имиджа»: |