Кто они такие, богатые люди?
На этот счет есть множество самых разных и даже противоположных мнений. Одна из формулировок — уверенные в себе, спокойные и счастливые; другая формулировка — нервные, жадные и алчные, трясущиеся над своими деньгами и готовые ради денег на все. В следующем ряду — другие сравнения: богатые заботятся о будущем своих детей и своего бизнеса и противоположное суждение: богатые люди — это самодовольные, нетерпимые эгоисты, считающие, что после них — хоть потоп.
Такое противоречивое отношение к обладанию богатством испытывают на себе сегодня многие российские бизнесмены. Попробуем разобраться с этим. Без сомнения, богатство лучше бедности и нищеты. Вряд ли кто будет это оспаривать. Вопросы о том, какими путями это богатство нажито и как используется — выходят за сферу компетентности психологии бизнеса. Это вопросы истории страны и государства, общественной морали и идеологии, а может даже, налоговых органов и суда. В психологическом отношении нас здесь интересует прежде всего вопрос о том, как богатство влияет на характер человека.
И, прежде всего, что такое богатство? Богатство — это просто некая констатация того факта, что человек так или иначе стал обладателем большой суммы денег, предоставляющих ему соответствующие возможности в жизни и в бизнесе. И следующий вопрос, которым мы хотим в этой связи задаться: существуют ли какие-то характерные признаки и психологические свойства у таких людей? Отечественных исследований на эту тему почти нет, поэтому обратимся к зарубежной теории и практике.
Одна из наиболее обстоятельных и глубоких работ такого типа представлена в книге доктора Сиднея Леккера, ведущего популярные в США «группы психологического здоровья» и работающего в них с множеством бизнесменов и высокооплачиваемых профессионалов: адвокатов, управляющих, консультантов, биржевых игроков и т. п. Термин, которым Леккер называет посетителей своих групп, достаточно примечателен: «Money Personality», что в контексте его работы лучше всего перевести как «личность, притягивающая деньги». Задавшись вопросом о том, есть ли что-то такое, что отличает таких людей от многочисленных других категорий его клиентов, С. Леккер отвечает утвердительно и выделяет, как минимум, семь личностных особенностей, составляющих, по его мнению, «differentia specifica» этих людей. К этим свойствам относятся следующие:
- Такие люди не боятся величия. Их не смущают ни большие числа, ни огромные проекты, ни высокие люди или большие авторитеты рядом с собой.
- Эти люди знают, как устанавливать простые цели. Они знают цель и миссию своего бизнеса и не отвлекаются на задачи, не совпадающие с центральной линией развития своего предприятия.
- У этих людей наблюдается специфическая черта в мышлении, известная психологам-когнитивистам как «независимость от поля». Иными словами, их не смутишь изобилием фоновых деталей в процессах обсуждения и планирования. Когда другие люди видят в чем-то путаницу или нагромождение данных, финансово успешные личности быстро выхватывают из этой мешанины ключевые куски информации.
- «Money Personalities» отличает также развитое абстрактное мышление, они способны в уме конструировать и манипулировать сложными построениями, связывающими свои организации, функции и продукты.
- Вместе с тем, эти люди обладают толерантностью к неопределенности и способны двигаться вперед на основе неполной информации. В результате они чаще других оказываются первыми в достижении приза, а это в свою очередь приносит им уважение других людей, желающих последовать за ними в будущем.
- Возможно наиболее существенная черта финансово успешных людей — это их уникальное чувство тотальной ответственности. Хотя они прекрасно понимают важность делегирования власти другим людям, они ясно осознают также, что никто не может делегировать чувство ответственности. Если какие-то дела где-то начинают идти плохо, эти люди знают, что это их дело и их ответственность, и все попытки взаимных обвинений и сваливания друг на друга ответственности обычно умирают за их рабочим столом.
- Последняя отличительная особенность, наблюдаемая у представителей этой категории людей, представляет собой две взаимосвязанные черты. Они не испытывают никакого чувства вины от своего жадного стремления к достижению успеха. И они комфортно уживаются с мыслью о том, что они — выдающиеся люди и имеют право на выдающееся богатство, может быть, даже большее право, чем кто-либо иной.
Таким образом, важная особенность успешного бизнесмена, человека, сумевшего получить в результате своей деятельности большие деньги, — это отсутствие страха перед деньгами и их возможностями, уверенность в себе и в том, что он — достойный обладатель всех тех возможностей и благ, которые деньги несут с собой. И — все то же острое чувство ответственности. Чувство, о котором в том или ином варианте заявляют практически все, достигшие достаточно высокого уровня в бизнесе. Чувство, которое сначала распространяется на себя, затем — на ближайших людей и, наконец, на общество.
Алчность к деньгам, — писал Форд, — вернейшее средство не добиться денег. Деньги должны быть результатом полезной деятельности. И цель денег — не праздность, а их умножение для полезного дела. Алчность, продолжал он, — есть род близорукости. Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью... Равным образом, цель моя в процессе такого производства — уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность... В результате, — пишет Форд, — мы в состоянии привести наш продукт в соответствие с покупательной способностью. Основанное нами предприятие действительно приносит пользу... Подводя итоги теме, можно сказать, что она приводит нас, как минимум, к двум важным для понимания психологии бизнеса положениям.
Первое из них относится к традиционному установлению связи между терминами «бизнес» и «индивидуализм». Эта связь абсолютно бесспорна только в том смысле, что любой бизнесмен или предприниматель априори начинает работать на свой собственный интерес. Но эта же связь становится чрезвычайно интригующей, если слово «индивидуализм» превратить в слово «индивидуальность». И тогда окажется, что бизнес с самых начальных стадий своего развития просто вынуждает человека, им занимающегося, либо реально приходить к осознанию своей индивидуальности, своих особых желаний, стремлений, возможностей и свойств, либо жестко может наказать его за пренебрежение этой индивидуальностью.
Второе же состоит в том, что осознание и развитие собственных индивидуальных устремлений предпринимателя в процессе становления бизнеса идет параллельно и неразрывно с осознанием и развитием его ответственности, которая начинается с ответственности только за себя и свое дело на начальных этапах предпринимательства, затем перерастает в ответственность за ближайшее социальное окружение, а в перспективе — и за весьма масштабные социальные процессы и явления.
Читайте в рубрике «Деловая карьера»: |