Разная психология денег у разных предпринимателей

Разная психология денег Разная психология денег

Исследования показывают, что у предпринимателей разного уровня бизнеса (малый, средний, крупный) в отношении к деньгам есть свои особенности; можно говорить о наличии в отношении к деньгам некоторых деформаций, или, как говорят психологи, акцентуаций денежного поведения. После выявления этих акцентуаций, можно дать предпринимателям несколько простых рекомендаций по преодолению негативных последствий деформации их отношения к деньгам.

В отношении к деньгам акцентуации (деформации) могут выражаться в нарушении баланса потребления-накопления: люди могут становиться скрягами или транжирами, рассматривать деньги как зло или как единственное благо. Когда деньги становятся главным способом оказания влияния на других людей, превращаются из средства достижения цели в цель всей жизни, речь также идет о деформации.

Представителям малого бизнеса (индивидуальные предприниматели, мелкорозничные торговцы различными товарами, владельцы фирм, где работает несколько человек) в 1995 — 1996 годах была свойственна фетишизация денег. Термин означает, что деньгам приписывались свойства абсолютного блага, универсальной способности решить все проблемы, исполнить все желания.

Деньги для малых предпринимателей были сверхзначимы, выполняли функцию защиты, способствовали повышению самооценки в атмосфере негативного отношения к предпринимателям большинства сограждан. Деньги также компенсировали прессинг со стороны государства и криминала.

В 2000 и 2002 годах исследования показали уменьшение фетишизации денег, переход денег из категории целей в категорию средств. Меньше стала проявляться «психотерапевтическая роль» денег, что свидетельствует как о стабилизации сознания малых предпринимателей, так и о стабилизации экономической обстановки в стране.

В то же время у представителей малого бизнеса сейчас усилилось субъективное чувство обиды и неудовлетворенности своими доходами, точнее — соотношением «вклад — отдача» при том, что объективно их доходы возросли.

Представители среднего бизнеса (владельцы (совладелицы) фирм, устойчиво работающих несколько лет и являющихся членами саморегулирующихся профессиональных организаций) на всем протяжении исследований демонстрировали наиболее гармоничные показатели. Для этой категории предпринимателей характерно выраженное отношение к деньгам как к средству. Мотив прибыли сочетается с мотивами творчества и самореализации. Деньги тратятся, в частности, на повышение профессиональной квалификации, получение дополнительного образования, личностное развитие.

Интересно, что виды деформаций, выраженные у других категорий, у среднего бизнеса практически незаметны.

У представителей крупного бизнеса (одним из критериев отбора был уровень потребления, в частности — наличие нескольких видов легальной дорогой недвижимости) исследование, проведенное весной 2002 года, показало выраженную личностную деформацию, связанную с властной функцией денег. В отношении к деньгам преувеличивалась возможность их использования в качестве орудия для управления или устрашения. Исследование также показало ориентацию на «покупку» дружбы и любви, наличие зависти, чувства неудовлетворенности, если вдруг приходится за что-то переплатить. Такие деформации могут приводить к искаженным суждениям о других людях и явлениях, вызывать неадекватные поступки в личной жизни, создавать тяжелую обстановку в семьях, по принципу домино ударить и по бизнесу.

У всех групп предпринимателей (в наименьшей степени — у «средних») мы обнаружили деформации, связанные с временными предпочтениями, т. е. искажение в субъективном восприятии структуры времени (прошлое, настоящее, будущее). «Выпадение» одного из элементов этой структуры — например будущего, — это деформация.

Участники исследований показали как раз такой вид деформации, особо проявляющийся в периоды нестабильности. Далее пойдет речь именно о «выпадении» будущего. Людям с указанной деформацией свойственно жить одним днем, не заниматься долгосрочным планированием, не создавать «заделы» на перспективу. Они не могут отказать себе в чем-то сейчас, чтобы больше выиграть потом. Временная деформация, пожалуй, центральная проблема, связанная с отношением к деньгам, поскольку напрямую связана со способностью к финансовому контролю, планированию, оценке перспектив бизнеса.

Так, она может проявляться у предпринимателей: в демонстративном личном потребительском поведении, в обустройстве нефункционально раскошных офисов, приобретении функционально неоправданных дорогих автомобилей, оргтехники, канцелярии, в раздувании структуры фирмы, в отсутствии финансового резерва на компенсацию неблагоприятных ситуаций, на развитие перспективных направлений, на стратегические исследования и планирование. В то же время в фирме могут существовать «дыры», на латание которых предпринимателю денег жалко. Такому руководителю крайне трудно выдерживать грамотную, взвешенную финансовую политику.

Отмечаемое явление опасно, поскольку элита и руководители — а крупные предприниматели принадлежат именно к этой категории — не только задают тон в своих фирмах, окружении, но и предлагают стиль жизни, эталоны и нормы, идеологию существования всему обществу.

Можно дать предпринимателям несколько простых рекомендаций по преодолению негативных последствий деформации временных предпочтений:

  • Отмечайте у себя случаи, когда вы не смогли отказаться от чего-то сейчас для выигрыша в дальнейшем, случаи демонстративного, импульсивного потребительского поведения, когда деньги не шли на накопление, а тратились «на что попало».
  • Отмечайте подобные случаи у других.
  • Составьте табличку «цели на текущий момент», «цели на 1 - 2 года», «цели на 3-5 лет» и далее. Можно сделать две таблички — для себя и фирмы. Если с формулированием перспективных целей возникнут трудности, это будет сигналом тревоги.
  • Когда вы будете проговаривать и «прописывать» проблемные ситуации, вы уже начнете путь к разрешению проблем.
  • Предлагайте действия, которые могли бы привести к выигрышу в перспективе.
  • Практикуйте для себя, в семье, на работе методику постановки и достижения перспективных, отсроченных целей. Когда нет отсроченных целей — нет и стратегии. Когда нет идеальных — пусть недостижимых — целей, у личности нет внутреннего стержня, позволяющего преодолевать трудности и кризисы.
  • Помните при этом, что наличие стратегии и плана не означает слепого исполнения жестких схем. Наряду со стратегическим планированием сохраняйте чуткость к обстановке и гибкость поведения.
Деловая карьера

Читайте в рубрике «Деловая карьера»:

/ Разная психология денег у разных предпринимателей