Отношение к деньгам в разные исторические эпохи
Отношение к деньгам в разные эпохи было различным. Так, история античных времен отчетливо демонстрирует, что в те времена богатство никому не приходило в голову связывать с нечистой совестью. Период средневековья выразил идею греховности денег, алчности и стяжательства. В индустриальную эпоху отношение к деньгам изменилось. Успехи многих ранних капиталистических предпринимателей были связаны с базовыми принципами протестантизма, утверждающими особое отношение к труду и к деньгам.
История античных времен отчетливо демонстрирует, что в те времена богатство никому не приходило в голову связывать с нечистой совестью. Богатством, напротив, гордились, его демонстративно выставляли напоказ. Богатство — это милость богов! Таково было основное отношение к деньгам.
Период средневековья прежде всего выразил идею греховности денег, алчности и стяжательства. Главными благами считались блага духовные, связанные с глубокой верой в Бога. Этой религиозной идее противопоставлялась обычная человеческая повседневность, в которой люди стремились к обладанию земными благами. Идеи не просто сосуществовали, но как бы даже усиливали одно другое. Противоречие между устремленностью этих чувств обычно разрешалось человеком лишь на смертном одре. Отличительная особенность эпохи средневековья, поражающая многих исследователей, — это фантастическое по своим масштабам перераспределение богатств. Состояния, с неимоверным трудом накапливаемые в течение жизни, раздавались и раздаривались церквям, монастырям, общинам, богадельням и домам призрения. В результате лишь ничтожная часть оставалась прямым наследникам и близким.
Понять психологию богатства, если можно так сказать, менталитет средневекового бизнеса, можно лишь с учетом одного важного экономического обстоятельства. Накопление богатств в период доиндустриальной истории было практически лишено перспектив экономического приумножения. Богатство можно было добывать, концентрировать, обращать в сокровища, но возможности, выражаясь современным языком, «делать бизнес», развивать свое состояние были предельно ограничены. Мировой капитал состоял тогда, главным образом, из обрабатываемых земель и построек; орудия производства, телеги, плуга, ткацкие станки, корабли были лишь небольшой его частью. Доходы при этом вынужденно оседали в виде дворцов, церквей, монастырей или сокровищ, ювелирных изделий, произведений искусства и пр. Только после промышленной революции появилась возможность инвестировать деньги в производство, в машины, железные дороги и т.п.
Иными словами, и в период античности, и в эпоху средневековья деньги еще неявно проявляли свою «рабочую» функцию. Они, в соответствии со своей природой, обслуживали отношения обмена, на них можно было снарядить военную экспедицию и в военном походе добыть еще больше денег, богатств и сокровищ; их можно было потратить, дав работу строителям, художникам, модельерам и портным. С помощью денег можно было эффектно самоутвердиться, будь то в античном полисе или средневековом городе. При этом в античности окружающими не менее, чем богатства, если не более высоко ценились гражданские доблести человека, его воинские умения и его отношения с богами, а в средневековье такую же ценность имели знатность происхождения и благородство кровей, благочестивость и следование нормам своего круга, цеха или общины.
Тем не менее можно заметить, что на всем этом отрезке истории деньги помогали, хоть иногда и самым странным образом, человеку решить задачу, которую Карл Юнг называл задачей «индивидуации» — задачу осознания уникальности своего «я», своей особенности и отдельности от всего остального общества.
В индустриальную эпоху отношение к деньгам изменилось. Макс Вебер в своей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» блестяще показал, что успехи многих ранних капиталистических предпринимателей были связаны с базовыми принципами протестантизма, утверждающими особое отношение к труду и к деньгам.
Он сформулировал ряд принципов, которые определяют «философию денег».
1. Время — это деньги! Тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать и тем не менее полдня ничего не делает, теряет не только время, но и деньги.
2. Кредит — это деньги! Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я смогу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им.
3. Деньги по своей природе плодоносны и способны порождать новые деньги! Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов... Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все ее потомство до тысячного члена. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов.
4. Тому, кто точно и в срок платит, всегда открыт кошелек! Приумножение денег неразрывно связано с отношениями с другими людьми. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны. А это бывает очень выгодно... Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек. Хорошие финансовые отношения с другими людьми — это и есть «работа деньгами».
5. Если занял деньги — покажи, что ты работаешь, не покладая рук, чтобы вернуть долг! Образно говоря, стук твоего молотка, который твой кредитор слышит с раннего утра до позднего вечера, вселяет в него спокойствие; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется.
В дореволюционной истории российского бизнеса наиболее успешно проявили себя носители старообрядческих традиций, чьи каноны истового трудолюбия и бережливости оказались во многом близки положениям протестантизма. Однако было бы слишком большим преувеличением утверждать, что такое отношение к делу и деньгам является единственно возможным для бизнеса.
Читайте в рубрике «Деловая карьера»: |