Прием на работу: как пройти собеседование
Большинство людей находят работу через газеты, Интернет сайты, службы занятости и кадровые агентства. Непосредственный прием на работу сопряжён с рядом испытаний, в ходе которых выясняется пригодность кандидата на определённую должность. Как правило, работодатели предлагают пройти собеседование с целью подыскать наиболее заинтересованных, ответственных и дружелюбных работников.
При поиске работы всегда выясняйте, каковы минимальные требования к специалистам в интересующей вас организации. Работодатель, конечно, ознакомит вас со спецификой компании и характером работы, однако перед прохождением собеседования полезно самостоятельно собрать максимум информации о данном предприятии — это продемонстрирует серьезность ваших намерений, а также может предопределить успех собеседования, в особенности, если вы претендент на ответственную должность.
Предварительно прочитайте об истории создания компании, основных вехах ее деятельности, технологиях, продукции и основных специальностях персонала. Сведения такого рода можно почерпнуть из рекламных проспектов предприятия. Ещё лучше, если вы найдёте возможность поговорить с непосредственными сотрудниками, чтобы из первых рук получить представление об условиях будущей работы.
Если вы предварительно ознакомились с деятельностью компании, то у вас есть прекрасная возможность проявить свою информированность, задавая на собеседовании вопросы по существу. Что, в свою очередь, будет способно оказать благоприятное влияние на работодателя.
Подготовьте резюме
Специалистам высокого класса перед собеседованием следует подготовить письменное резюме своей предшествующей профессиональной деятельности, включив туда сведения об образовании, квалификационных испытаний, даты присвоения званий, наград и ученых степеней, краткую профессиональную биографию с указанием мест работы, практики или стажировки, а также занимаемых должностей.
Резюме формирует у работодателя первое впечатление о вас, поэтому он должен быть отпечатан на бумаге хорошего качества и без ошибок. Наличие у вас рекомендательных писем с прежнего места работы или из деканата учебного заведения значительно увеличивает ваши шансы на успех.
Потренируйтесь проходить собеседования
Перед тем как идти на собеседование, приготовьтесь отвечать на наиболее распространенные вопросы работодателей. Запишите свои ответы подробно и переделывайте до тех пор, пока не сформулируете их наилучшим образом, а затем выучите их наизусть. Записав свой монолог на магнитофон и прослушав его несколько раз, вы сможете отточить свои формулировки и интонацию произношения, сделав их более убедительными. Кроме этого, вы можете посетить специализированный тренинг по прохождению собеседований.
После такой тренировки практикуйтесь в реальных интервью, начиная с наименее привлекательных для вас мест работы. Так вы получите практический опыт и не будете волноваться так сильно при попытке занять должность, о которой вы мечтаете. Может случиться, что вам предложат работу, однако вы всегда можете попросить работодателя повременить с наймом и подождать результатов других собеседований.
Уделите должное внимание своему внешнему виду
Чтобы произвести на работодателя благоприятное впечатление уделите особое внимание своему внешнему виду. Оденьтесь элегантно, но не вызывающе. Выясните, что обычно носят работники, занимающие аналогичную должность, и придерживайтесь этой установки (хотя во многих случаях полезно одеться чуть более официально, чем того требует предполагаемая должность). Мужчинам, претендующим на ответственную работу, следует надеть классический костюм или джемпер с галстуком, в зависимости от строгости требований, предъявляемых к одежде в данной организации.
Приходите на собеседование подтянутыми, опрятными, тщательно умойтесь, причешитесь, почистите ногти на руках. Высококвалифицированным специалистам лучше сделать модельную прическу. Духами или одеколоном следует пользоваться умеренно, а женщинам лучше отказаться от кричащего макияжа и ярких украшений. Мужчинам на собеседовании украшения вовсе ни к чему, за исключением, быть может, красивых часов и булавки на галстук.
Как вести себя на собеседовании
В первую очередь придите на собеседование вовремя. Даже ничтожное опоздание производит очень неблагоприятное впечатление, заставляя работодателя думать, что вы — необязательный человек, который легкомысленно относится к своим обязанностям и часто опаздывает на работу. Если вы раньше никогда не были в том месте, где вас будут интервьюировать, съездите туда за день до собеседования, чтобы вдруг не заблудиться в ответственный момент.
Придя на место, сообщите, кто вы, к кому и по какому делу (надеюсь, что об аудиенции вы заранее договорились но телефону) и подождите. Входите, если вас пригласили. Поздоровайтесь в дверях, назовите свое имя, и, если хозяин кабинета протянул вам руку, пожмите ее. Не садитесь прежде, чем вам было предложено (вежливые люди, как правило, не забывают сделать это). Старайтесь быть искренними и деловыми, сидите прямо и смотрите собеседнику в глаза.
Во время собеседования постарайтесь избежать невербальных проявлений волнения, не ломайте пальцы и не дрожите. Прежде всего, найдите для себя комфортную и естественную позу, которая снимет напряжение в теле и уменьшит нервную дрожь. Во время разговора старайтесь не суетиться и не ерзать, смотрите прямо на собеседника, говорите не спеша, размеренно, не повторяйтесь и не произносите бесполезных звуков и слов паразитов типа “э-эээ”, “м-мм”, “значит” и т.д. Это будет достаточно легко, если вы сумели выучить все самое существенное наизусть.
В ходе собеседования подробно расскажите о предыдущем опыте работы, делая упор на свои профессиональные достижения. Перечисляя места работы, старайтесь не делать список чересчур длинным, скажем, не упоминайте те должности, на которых вы проработали менее 6 месяцев. В противном случае о вас подумают как о ненадежном человеке, который все время скачет с места на место.
Однако совершенно свободно можно называть те организации или должности, которые вы оставили в связи с переходом на более ответственную и высокооплачиваемую работу. Не забудьте особо подчеркнуть весь ваш опыт, связанный с деятельностью, на которую вы претендуете в настоящее время, особенно если остальные пункты послужного списка не имеют отношения к данной работе.
Старайтесь воздержаться от критики или порицания в адрес вашего прежнего руководства, в большинстве случаев это производит негативное впечатление. В том случае, если нельзя обойтись без описания конфликта с начальством, делайте это последовательно, бесстрастно и кратко. Длинные объяснения с попытками доказать свою правоту или представить ситуацию как сведение счетов с вами, как правило, вызывают больше вопросов, чем вы в состоянии дать ответов.
Помните, что ваша основная задача на собеседовании — выгодно подать себя, показать работодателю, чего вы стоите. Не касайтесь своих слабых сторон или неудач, если вас об этом не спросят особо. Не курите на интервью, избегайте сленга, пользуйтесь только литературным языком.
Ни в коем случае не проявляйте своего недовольства, раздражения, гнева. Независимо от того, что вы на самом деле думаете по обсуждаемому поводу, не вступайте в конфронтацию споря с работодателем. Помимо своих чисто профессиональных качеств, в первую очередь, вы должны продемонстрировать умение общаться и находить с людьми общий язык, проявлять дружелюбие, оптимизм, ум, интеллигентность, аккуратность, такт, ответственность, надежность и решительность.
Поэтому, чтобы прием на работу сложился для вас положительно, будьте дружелюбны. Не допускайте негативных эмоций и не жалуйтесь. Ведите себя уверенно, но без самонадеянности и хвастовства. Постарайтесь показать, что вы высококлассный профессионал своего дела, способны учиться, совершенствоваться и работать в команде. Дайте также понять, что вы не планируете уходить из компании в ближайшее время, но и не собираетесь ограничивать свои интересы одной лишь карьерой.
Если после беседы пригласивший вас человек встал, это является знаком, что визит окончен. Если вам протягивают руку, пожмите ее, по не предлагайте свою руку первым. Ваши простые, но обходительные манеры будут придавать вам компетентный и уверенный вид и убеждать вашего босса, что вы так же вежливо сможете общаться с другими коллегами и клиентами.
И помните, удачно пройти собеседование – лишь часть окончательного решения работодателя утвердить вас на определённую должность. Достаточно большую роль может сыграть удачное или неудачное прохождение испытательного срока. Истинные как профессиональные, так и личностные качества сотрудников оцениваются в первые дни или месяцы работы.
Читайте в рубрике «Деловая карьера»: |