Что такое народный костюм?
Понятие «народный костюм» обозначает одежду, которую носило крестьянское население России с XJI-XIII до начала XX века. Именно на данном отрезке времени на всей территории России бытовали одежда, головные уборы, обувь, имевшие один и тот же силуэт и особенность кроя, фасон.
Вместе с тем большинство исследователей делят русский народный костюм на два основных типа — северный и южный. Их различие обусловлено особенностями уклада жизни русских людей в двух основных регионах страны. По мнению ученых, на формирование бытовой культуры решающее влияние оказал геополитический фактор. Другими словами, жители Севера в силу географического положения территории, на которой они обитали, оказались в более безопасном положении по сравнению с южанами. Действительно, в XIII-XV веках северные районы страны с такими городами, как Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Владимир, Новгород, Псков, не подвергались разорительным набегам татарских орд. Поэтому там более интенсивно развивались ремесла. Север не испытал влияние иноземной культуры. Кроме того, он оказался в стороне от основных промышленных центров, которые начали складываться с ХУШ века. Поэтому именно здесь народный костюм сохранился до нашего времени практически без изменений.
Регионы с такими центрами, как Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Орел, Курск, Калуга, расположенные южнее, испытывали достаточно мощное воздействие со стороны. Вторжения иноземных племен не могли не сказаться на быте местных жителей, в том числе и на их одежде. Любопытно, что на этих территориях для народного костюма характерна многовариантность. Даже в пределах одной губернии можно встретить различные варианты одного и того же вида одежды. Чаще всего отличие выражается в цвете отдельных деталей орнамента.
Что же представляет собой народный костюм? Его основу составляет длинная рубаха. У мужчин она доходила до колена, у женщин — до щиколотки. Женская рубаха имела прямой покрой. Ворот мужской снабжен невысокой стойкой, с застежкой сбоку. Поэтому она и называется косовороткой.
Рукава, воротник и подол рубашки украшались вышивками или вставками из ткани контрастного цвета. Каждая деталь рубахи имела свой орнамент, который отражал свое мистическое значение. Вокруг ворота выши-иались знаки солнца, на подоле рубахи обязательно должны были присутствовать символы матери-земли.
Такая вышивка требовала высокого мастерства и считалась очень сложной. Еще более сложные узоры присутствуют на подоле женской рубахи. Они состоят из многофигурных композиций с образами Лады и Мокоши — славянских богинь, покровительствовавших женскому началу. Считалось, что они помогают женщине во время родов, оберегают ее в повседневной нелегкой жизни, которая выпала на долю русской крестьянки.
Поверх рубахи женщины надевали сарафан, передник или занавеску, а также ярко вышитый нагрудник. В холодное время года поверх рубахи женщина надевала душегрею или понёву.
В мужской костюм входили штаны, надеявшиеся под рубаху, кафтан или зипун, которые запахивали на левую сторону, дополняли костюм. Зимой поверх зипуна надевали тулуп или шубу.
Детали костюма, как правило, изготовлялись из однотонных тканей белого или синего цветов. Однако в южных районах использовались сочетания разноцветных полос. Более яркая расцветка характерна для праздничного костюма. На нем делалась вышивка разноцветными нитками, для вставок применялись атлас и золотое шитье.
В северных районах преобладали оттенки красного цвета. Они хорошо сочетались с золотыми и серебряными нитями вышивки и дополнялись расшитыми жемчугом головными уборами.
Первоначально как мужской, так и женский костюм был прямого кроя. Но с XVIII века крой усложняется, появляются сарафаны складчатого типа. Покрой мужского костюма изменялся гораздо медленнее. Лишь в середине XIX века появляются рубахи с отложными воротниками.
Однако во второй половине XIX века народный костюм начинает испытывать влияние общей моды. Оно выражалось в использовании тканей фабричного производства, изменении способов отделки. Сам же облик народного костюма, сложившийся на протяжении многих веков, оставался практически неизменным.