Как появился современный галстук?
Предшественником современного галстука считается широкая полоска ткани, которую мужчины повязывали вокруг шеи и красиво драпировали ее на груди в форме банта или простого узла.
Галстуки вошли в обиход во Франции в XVII веке при Людовике XIV. Однако французы не сами придумали их — они переняли это дополнение к костюму у хорватских наемников. Французское название галстука cravate похоже на хорватское слово, которое обозначает именно эту деталь мужского костюма.
В России галстуки начали появляться в эпоху Петра I как деталь голландской и немецкой одежды. Голландское слово halsdoek и немецкое llalstuh и стали общепринятыми, слившись в общем понятии «галстук».
Уже в XIX веке было опубликовано руководство, в котором содержалось описание сорока фасонов повязывания галстука. С тех пор их стало значительно больше. Но существует несколько общепринятых типов узлов: простой, двойной, виндзорский, полувиндзорский, диагональный и классический. Выбор узла часто зависит от кроя воротничка рубашки.
Узлы часто назывались по имени их создателей. Байроновский галстук, вошедший в моду в конце XVIII века, полагалось завязывать широким свободным узлом, скрепляя впереди концы. Так, в частности, повязал галстук А.С.Пушкин, позируя в 1827 году художнику В.Л.Тропинину для своего портрета. Существовали также тальмоновский узел, названный по имени знаменитого французского актера Ф.Тальма. Английский писатель шотландского происхождения В.Скотт любил носить галстуки из клетчатой ткани, которые тоже назывались его именем.
Галстук повязывается вокруг шеи под воротничком рубашки, причем один из концов делается длиннее другого и свисает прямо вниз. Он должен прикрывать пуговицы рубашки, но доходить до пряжки ремня.
С давних времен галстуки различались не только фасоном, но и расцветкой. В XIX веке цвет галстука определялся его функцией: черный галстук использовался для форменной одежды, а белый — для балов, визитов, вечеров и званых обедов. Сохранилось свидетельство современников, что по галстуку определяли взгляды его владельца: сторонники консервативных убеждений не допускали вольностей при завязывании галстуков, либералы, напротив, позволяли галстукам свободно развеваться по ветру.
В зависимости от моды галстуки бывают широкими и узкими. Различаются они и по фактуре. В XVIII веке материалом для галстуков служили тончайшие ткани, белые кружева, в первой половине XIX века — шелк, шерсть, атлас различных цветов и узоров. Иногда галстуки не ткутся, а вяжутся.
Качественный галстук имеет внутреннюю подложку — своеобразный каркас, которым помогает создать нужную форму узла. Исключения допускаются только для легких летних галстуков.
В старину носили высокие тугие галстуки (на щетине). Иногда спереди в галстук вкладывался подгалстучник из китового уса или щетины.
Разновидностью галстука считаются бабочки. Они вошли в моду в 1904 году после первых постановок оперы Дж.Пуччини «Чио Чио-сан, или Мадам Баттерфляй». Баттерфляй в переводе с английского и означает бабочка.
Другая версия происхождения «бабочки» несколько иная. Во второй половине XIX века так называли шейный платок, концы которого завязывались в виде бабочки. Обычно его носили с фрачной парой.
Еще в XIX веке женщины также стали носить галстуки, но из более легких материалов — крепа, батиста, были и кружевные галстуки. И скрепляли их не узлом, а декоративными застежками, цветами или заколками из драгоценных камней. Со временем женский галстук сменился бархоткой — бархатной лентой, плотно обтягивающей шею. На нее обычно крепилась камея или украшение с драгоценным камнем.
Читайте в рубрике «История моды»: Можно ли считать эполеты знаками отличия? Кто придумал пижаму? Почему на Руси носили бороды? Когда появилось пальто? Когда и где появилось кружево? |