Когда и как появились купальные костюмы?
Появление купального костюма связано с изменением общественной морали. Регламентировавшие светскую жизнь церковные нор мы не позволяли женщине находиться в общественном месте почти обнаженной. Поэтому вплоть до начала XIX века отсутствовало само понятие купального костюма как особого вида одежды. Но уже в середине XIX пока на морских курортах купались и принимали лечебные ванны в специально сшитых купальных платьях из тонкой материи.
Представители гигиенического направления, ратовавшие за возвращение человека в природную среду, настаивали на пользе естественной, простой и не стесняющей человека одежды. Так, в 1750 году доктор Карл Рассел издал в Оксфорде первый труд, в котором описал пользу морских купаний как лечебных процедур. Но первые купальни на атлантическом и средиземноморском побережьях Франции появились в XIX веке. С их возникновением потребовалась одежда для купания. И в середине того же века для мужчин было придумано трико — узкий, облегающий тело костюм с рукавами до локтя. Из-за их расцветки в сине-белую или красно-белую полоску купальщиков называли «заключенными» или «зебрами». На головах было принято носить соломенные панамы или маленькие соломенные кепки-жокейки.
В начале XX века мужчины обзаводятся треугольными плавками, которые плотно прилегали к телу. Их шили из шерсти или синтетических материалов ярких расцветок. Предпочтение отдавалось красному цвету.
Женские купальные костюмы менялись не столь радикально. Первоначально дамы входили в воду в тех же костюмах, в которых находились на пляже. Тело полностью закрывалось, купальные костюмы натягивались прямо на корсет, поскольку к купальнику из цветного ситца полагалось носить черные чулки. 11елепость наряда подчеркивала традиционна я отделка женского платья — складочки, кружева, оборки. Конечно, ансамбль завершая шляпкой.
В начале XX века по аналогии с первыми мужскими купальниками появляется женский купальный комбинезон. Он изготовлялся из легкой ткани или из тика, вокруг шеи и щиколоток выполнялась декоративная отделка кружевной или цветной тесьмой. Постепенно его длина уменьшилась до колен, а плечи оголились до серо дины.
Первой осмелилась надеть подобный комбинезон пловчиха Аннет Келлерман, когда участвовала в заплыве через Темзу и Сену. Публикации ее фотографий в английских газетах привлекли внимание модельеров и публики к этому виду одежды.
В двадцатые годы возникла мода на цвет кожи, покрытой золотистым загаром, и, что бы его приобрести, дамы начинают принимать солнечные ванны. Правда, костюм все еще состоит из одного предмета, шьется цельнокройным, но вместо шорт до колен в нем появляются изящные короткие трусы. Очень быстро такой купальник занял место в гардеробах практически всех женщин.
Тогда же начинает видоизменяться шляпа. На пляже для защиты от солнца теперь носят шляпы с широкими полями, широко развернутыми с боков. Спереди и сзади поля загибались, такой головной убор напоминал капор или пасторскую шляпу.
Купальник, состоящий из двух предметов, появился в тридцатые годы XX века. Наконец в каждом сезоне формы купальных костюмов понемногу изменялись. Но все же до конца пятидесятых годов в основном носят купальники-корсеты на косточках. Они подчеркивали бюст и затягивали талию в рюмочку.
Благодаря Коко Шанель начинается пропаганда костюмов для пляжа, и каждый уважающий себя модельер начинает включать их в свои летние коллекции.
1946 год отмечен возникновением радикального направления в женском купальном костюме, который теперь состоит из бюстгальтера без бретелек и очень коротких треугольных трусиков. Его авторы французские дизайнеры Луи Реард и Жак Хейм дали своей новинке претенциозное название «атом». Но оно не прижилось. Гораздо больше костюму шло название «бикини», вызванное сравнением с клочком голой и мертвой земли, каким стал одноименный атом и после проведения там испытаний американской атомной бомбы.
Первоначально бикини произвело столь шокирующее впечатление, что его надевали только танцовщицы в кабаре. Позже оно повсеместно вошло в моду.
Сегодня принято разделять купальники но количеству предметов на открытые и закрытые. Но дизайнерская мысль способна и цельнокроенный, как бы закрытый купальник, изготовленный из отдельных полосочек, превратить в достаточно открытый костюм, так что остается лишь гадать, к какому виду он относится.
Купальники шьют из самых разных мате риалов: шерсти, шелка, хлопка, синтетических тканей. Со временем к ним стали предъявляться определенные требования: материалы должны держать форму, не деформироваться, корректировать фигуру.
Высокая степень воздухопроницаемости позволяет купальнику быстро сохнуть. Что бы ткань хорошо прилегала к телу и не вытягивалась при намокании, в ее составе должно содержаться не менее восемнадцати процентов лайкры. Это исключает появление при погружении в воду воздушной прослойки между купальником и телом. Купальники фирмы «Спидо» даже проходят специальное компьютерное тестирование, в ходе которого проверяется качество ткани и степень прилегания к фигуре.
В девяностые годы XX века в Германии разработали специальную ткань «тактель», состоящую из смеси трикотажа и лайкры. Она имеет бархатистую поверхность и отличается высокой воздухопроницаемостью. Изделия из тактеля мгновенно высыхают даже в тени. Материал также защищает от ветра, помогая сохранять тело в тепле.
Некоторые модельеры стремятся приблизить фасон купальника к белью: отделывают его кружевом, снабжают застежками на изящных пуговичках. Нижняя часть таких купальников напоминает не трусики, а штанишки, верхняя шьется с широкими бретельками. На закрытых моделях присутствует вшитый поясок.
Многофункциональные вечерние купальники нередко используются как боди, поскольку украшаются кружевными вставками, металлическими или пластиковыми перламутровыми деталями.
В 1999 году изобрели танкини — купальник, соединяющий в себе свойства открытого и закрытого фасона. На бедра надеваются плавки или штанишки, сверху — облегающая маечка. Сбоку на нижнюю часть пришиваются декоративные бантики или колечки. Верхнюю часть можно носить отдельно вместо кофточки или в качестве нижнего белья.
Конечно, каждая женщина индивидуально подбирает купальник, в зависимости только от финансовых возможностей или возраста, но прежде всего от особенностей своей фигуры. Купальник с боковой вставкой и рельефными швами зрительно сужает фигуру, а купальные костюмы с высокими плавками зрительно увеличивают длину ног. Купальники на косточках придают необходимый рельеф даже небольшой груди.
Особое значение имеет и цвет: черный вы годно подчеркивает стройность фигуры, красный затмит свою обладательницу, поскольку все будут восхищаться красотой купального костюма.
Даже мужчины стали отдавать предпочтение не плавкам, а купальным шортам, в которые вшиты плавки. Веревочка-кулиса, на которую они завязываются, позволяет быстро переодеться после купания. В такие купальные костюмы вшиваются карманы, имеющие прежде всего практическое назначение лишь иногда декоративное.
Купальная мода предполагает не только изменение формы или материала к каждому сезону, но и огромное число дополнительных элементов — парео, шортиков и юбочек. Традиционной пляжной шляпкой считается та, что сделана из соломки. Сумка обычно подбирается в тон костюму и состоит из множества кармашков, в которые кладутся необходимые мелочи.
Полотенце также должно соответствовать общей гамме пляжного наряда или, напротив, представлять собой самостоятельное художественное целое.
Читайте в рубрике «История моды»: Можно ли считать эполеты знаками отличия? Кто придумал пижаму? Почему на Руси носили бороды? Когда появилось пальто? Когда и где появилось кружево? |