Когда появился фрак?
Первые фраки появились в Англии в начале XVIII века. В то время вошла в моду верховая езда, что потребовало модернизации кроя традиционного сюртука. Полы его не должны были создавать неудобства всаднику.
Конструкция мужской одежды, полы которой располагались сзади и не мешали при ходьбе и езде, была придумана. Она оказалась настолько удачной, что к середине XVIII века фрак становится частью офицерской униформы.
Спустя десять лет фрак проник во Францию. Но французы добавили к нему от себя панталоны со штрипками, которые подчеркивали стройность ног.
Когда первые щеголи во фраках появились п Москве и Петербурге, их встретило всеобщее осуждение. Фрак восприняли как символ революционных идей. Екатерина II даже распорядилась не допускать одетых во фраки гостей на официальные приемы.
Еще жестче отнесся к фраку Павел I. Он запретил ношение фрака специальным указом и назначил наказание за нарушение его — лишение чинов и высылку в имение.
После смерти императора фрак стремительно вошел в моду и стал едва ли не самой распространенной одеждой в Москве и в Петербурге.
С начала XIX века образцом для подражания стал лондонский денди (щеголь), непременным атрибутом одежды которого был подогнанный по фигуре фрак. Вот как представляет своего подросшего героя А.С.Пушкин:
И вот Онегин на свободе,
Подстрижен по последней моде,
Как денди лондонский одет,
Он, наконец, увидел свет.
Примерно в это время начинает складываться так называемый фрачный костюм. В него входила белоснежная рубашка с жестко накрахмаленной грудью и черный или белый жилет с застежкой у талии. Цвет фрака мог быть каким угодно. Он зависел от прихоти и вкуса своего хозяина.
Зеленый, травянистого цвета фрак отделывался металлическими пуговицами и бархатным воротником, доходившим до затылка. К нему полагался не менее яркий жилет, например, красного цвета, поверх которого одевался жилет черного цвета. Костюм завершался белыми брюками, которые заправлялись в сапоги.
Самым модным считался фрак ярко-синего цвета. Черный фрак обычно одевался на похороны. Он также указывал на то, что его владелец не находился на государственной службе.
В середине XIX века в приглашениях на праздники и приемы писали, что одетые в черные фраки допущены не будут. Черный фрак входит в моду только к концу века. Он становится символом респектабельности и обеспеченности. Одновременно с ним начинают носить галстук-бабочку.
Для ношения фрака требовалась некоторая сноровка: на полы одежды нельзя было садиться. Перед тем как опуститься на стул, следовало аккуратно откинуть полы незаметным движением руки.
Никаких украшений с фраком носить не полагалось. Допускались лишь белая роза в петлице и золотая цепочка в жилетном кармане.
По мере вхождения фрака в моду выделяется особая группа портных, специализирующихся на пошиве данной одежды. Их так и называли — фрачники. Считалось, что самые лучшие фраки шьет французская фирма Сиже. Ее магазин находился и в Москве, в Малом Гнездниковском переулке. Заказ фрака у Сиже считался верхом элегантности.
В начале XX века фрак выходит из обихода. Он уступает место короткому пиджаку или смокингу. Тем не менее и теперь его можно увидеть на дирижере, оперном певце. Фрак по-прежнему незаменим на светских мероприятиях.