Когда и как начали носить пелерину?
Пелерина — одежда паломников. Она защищала их от палящего солнца, ветра, дождя и холода.
Слово паломник произошло от латинского слова palma — пальма. Оно относилось к верующим, которые совершали путешествие к Святым местам (у христиан это Иерусалим, Рим; у мусульман — Мекка и Медина). Собственно название дал обычай, по которому богомольцы возвращались из странствия с пальмовой ветвью.
В западной традиции существует и другое определение паломников — пилигримы (от итальянского pellegrino, буквально — чужеземец). Очевидно, от него и образовалось слово пелерина, которая представляла собой род накидки и заменяла путешественнику и подстилку, и одеяло, и плащ. Ведь, отправляясь к Святым местам, паломник был обязан взять лишь суму и посох. Тем самым он выполнял завет Иисуса Христа, который заповедал
«...ученикам своим: посему говорю вам: пе заботьтесь для души вашей, что вам есть, пи для тела, во что одеться: — Душа больше пищи, и тело — одежды» (Лука, глава 12, стих 22,23).
Паломничество у христиан возникло в раннем Средневековье, видимо, тогда пелерина и прикрыла плечи и спины странников. У раннего Иосифа Бродского есть стихотворение, которое называется «Пилигримы». Оно, конечно, не о пелеринах. Но строфа:
Увечны они и горбаты,
Голодны, полуодеты,
Сердца их полны заката,
Глаза их полны рассвета,
— дает представление об этих бредущих по чужим землям с Запада (отсюда — закат) на Восток (поэтому — рассвет) людях. Их наполняла лишь одна мечта — поклониться Гробу Господню.
Однако аскетический дух Средних веков был вытеснен Ренессансом (в Италии XIV-XVI века, в других европейских странах XV-XVI века). Вот тогда модники и взяли на вооружение пелерину, которая не только придавала ее обладателям романтический вид, но и спасала от холода.
Полагают, что первыми догадались спрятаться под ней темпераментные испанцы, считавшие своим долгом проводить ночи под окнами (балконами) своих возлюбленных.
Затем пелерина перешагнула границы Испании и появилась во Франции, Италии и других странах.
Пелерину носили как мужчины, так и женщины. Ее крой менялся в зависимости от назначения. В женской одежде пелерина представляла собой безрукавную накидку или своеобразный, закрывающий плащ, воротник. Входя в помещение, пелерину снимали.
В мужской моде пелерину использовали в качестве воротника-накидки, которая подшивалась под верхний небольшой воротник.
Эпоху романтизма (конец XVIII — первая половина XIX веков) можно было бы назвать «золотым веком» пелерины. Ее носили и военные, и штатские, и чиновники. Так, военная шинель времен императора Николая I (1796-1855) была снабжена пелериной — широким, доходившим до талии воротником. Точно такого же покроя пелерины имелись у цивильной мужской верхней одежды — пальто, плащах. В плаще с пелериной «странствовал то в кибитке, то верхом» А.С.Пушкин.
Конечно, наибольшим изменениям пелерина подвергалась в женской моде. В России круглая, равномерно закрывавшая грудь, спину и руки пелерина называлась старушечьей. Ее ввела в моду петербургская портниха госпожа Прадэр. Тогда пелерина изготавливалась практически из любого материала — меха, кружева, ткани или из их сочетаний. Она служила дополнением к женскому туалету.
В сороковые годы XIX века в прохладную погоду женщины носили канезу — небольшую накидку, сшитую из плотной ткани, заменявшую им спенсер. Со временем канезу «выросла», увеличилась в размерах и превратилась в широкую пелерину-косынку, которую иногда украшали воланами. Особой популярностью пользовались батистовые и кисейные гофрированные пелерины или отделанные кружевом. Их набрасывали на плечи, отправляясь па прогулку, в гости. Парадные платья с открытым лифом также требовали присутствия пелерины.
Под влиянием балетного костюма примерно в середине XIX века в моду входит пелерина «жизель», сшитая из горностая, крытого шелком. В дальнейшем она претерпела метаморфозу и превратилась в удлиненную накидку, больше похожую на укороченный плащ.
Ее надевали поверх очень открытых платьев с огромными «ветчинными» рукавами или платья, которое скорее напоминало пальто. Оно было сшито из толстой шерстяной ткани и заменило в сочетании с пелериной демисезонную одежду.
Пелерина была частью форменного костюма монастырских, частных школ и гимназий. У каждого учебного заведения был свой цвет: белый, голубой, светло-зеленый и так далее, которому должна была соответствовать пелерина.
К концу XIX века пелерина утрачивает свои функциональные свойства и к началу следующего столетия приобретает чисто декоративное назначение. Теперь она служит элементом украшения туалета, вследствие чего на ее изготовление идут самые дорогие ткани, кружева (например, вологодские), меха.
Меховые пелерины изготавливались из каракуля, шиншиллы, горностая и соболя. Что касается тканей, то предпочтение отдается бархату, шелку, парче. Пелерины отделывали золотым или серебряным шитьем, ставили на подкладку, для которой использовали узорчатую брокатель — подкладочную ткань черного цвета с золотыми или серебряными цветами. Декоративный характер пелерины подчеркивался формой воротника, который мог быть стоячим или отложным, забранным в складку.
Затем мода совершила виток и вернулась к пелерине простого покроя, которая просто присборивалась у шеи. Такой крой повлиял на фасон плаща, который теперь выглядел пелериной с пришитыми к ней рукавами.
Новации модельеров привели к тому, что в тридцатые годы пелерина приобрела расклешенный силуэт. При ходьбе она тоже приходила в движение, образуя волны, что придавало дамской походке неповторимое очарование.
Свойство пелерины таково, что она одинаково удачно смотрится в разных стилях, например, как составляющая пальто макферлей и как дополнение к вечернему платью (модели Пату).
Она даже пробралась в гардероб спортсменов: в 1936 году польские легкоатлетки продемонстрировали короткие, застегнутые сверху донизу юбки, которые легко превращались в пелерину.
Но все же в XX веке пелерина остается в основном в верхней одежде. Ее удобный крой позволил использовать накидку (с пришитым к ней капюшоном или без него) для утепления плащей, демисезонных и зимних пальто. На шубах и дубленках она выглядит как декоративный элемент.
В сущности, раз появившись, пелерина практически никогда не выходила из моды.
Читайте в рубрике «История моды»: Можно ли считать эполеты знаками отличия? Кто придумал пижаму? Почему на Руси носили бороды? Когда появилось пальто? Когда и где появилось кружево? |