Сколько видов кафтанов носили на Руси?
Многие виды одежды существовали как бы в двух разновидностях, в зависимости от социальной среды, принадлежа или высшему, или низшему сословию.
Кафтаны появились на Руси еще во время татаро-монгольского ига. В те времена они бытовали преимущественно в крестьянской среде, но их покрой отличался большим разнообразием. Кафтан мог быть длинным или коротким, двубортным или однобортным. Но и то всегда было неизменно, так это отложной воротник, крючки для застежки с кушаком.
В допетровской России кафтан носили в прохладное время года. Это была демисезонная одежда. Более плотный кафтан, подбитый ватой, назывался сибиркой. Такие кафтаны предназначались для зимы. Для лета шился другой кафтан — азям, на тонкой подкладке. Азямы носили как мужчины, так и женщины.
Название кафтана зависело от материала, из которого он был сшит. На сермяжные кафтаны шло некрашеное сукно — сермяга — или
крашенина (цветной холст). Если кафтан подбивался шелком или мехом, а кушак украшали шелковые кисти, то это уже была чуйка. Верх чуйки кроили из добротного сукна. Это была праздничная одежда. Нарядный вид чуйке придавали расшитые шелком, жемчугом и даже драгоценными камнями полы. Замечательны были рукава чуйки. Они были такими длинными, что достигали земли, собираясь в складки. Такие рукава защищали от холода и заменяли перчатки и муфты.
В петровскую эпоху кафтан подвергся модификации на европейский манер. Петр I собственноручно обрезал полы и рукава, чтобы русский кафтан соответствовал своему западному аналогу.
Правда, заграничный кафтан существенно отличался от русского. Его шили из бархата или плотного шелка. Тщательно подогнанный по фигуре, он не защищал от холода. Поэтому под него надевали камзол — сшитую по фигуре безрукавку, напоминающую удлиненный жилет.
Более того, при Петре на русских людях перебывала одежда народов чуть ли не всех европейских стран.
Так, в 1700 году предписывалось носить одежду венгерского образца, в 1701 — немецкого, в 1702 году в праздничные дни было велено облачаться во французские кафтаны. Секуляризация светской жизни проходила по строгим предписаниям.
При Екатерине II кафтан становится частью офицерского мундира. Пушкин в повести «Капитанская дочка» пишет, что Гринев и Швабрин перед дуэлью сняли кафтаны и остались в одних камзолах.
У народов, населявших Россию, кафтаны имели национальный колорит и носили разные названия. Короткий кафтан (правда, его носили повсеместно) именовался полукафтаном или полукафтаньем. Он напоминал современную куртку. Украинские куртыны, чекмени представляют все тот же кафтан. В них одеты герои Н.Гоголя. В качестве домашней одежды куртыны просуществовали вплоть до начала XX века.
Украинские казаки щеголяли в жупанах. Жупаны шили из тонкого фабричного сукна голубого или зеленого цвета, парчи. Жупан имел удлиненный (ниже колен) силуэт и был снабжен воротником, манжетами и накладными карманами. Украшали жупан вышивкой или аппликацией. Жупан пришел на Украину от других южнославянских народов — поляков, венгров. Там он является частью национального костюма.
В городской среде кафтан часто заменяли поддевкой. Она не отличалась по крою от кафтана, но ее шили из более дорогих материалов — нанки (грубой хлопчатобумажной ткани) или холстинки (льняной ткани с фактурной выделкой).
Поддевка более точно подгонялась по фигуре и могла быть как с рукавами, так и без них. В поддевках ходят многие герои А.Островского. Писатель указывал в ремарках, что актеры, играющие его персонажей, должны быть одеты именно так. А это свидетельствует о том, что предпочтение поддевкам отдавали купцы.
Поддевки и крестьянские кафтаны носили славянофилы. JI.Толстой иронизировал над этой модой, описывая, как Левин в деревне носил поддевку. Анна Каренина также сшила своему сыну Сереже сборчатую поддевку, которую считала национальным русским костюмом.
В середине XIX века поддевка уступила место сибирке, которая теперь представляла собой короткий кафтан, сшитый из синей материи. Она не имела разрезов, подгонялась по талии и наглухо застегивалась на пуговицы.