Когда в европейской моде появился античный стиль?
Начало XX века — время ломки устоявшихся стереотипов и практически полного обновления считавшихся незыблемыми представлений о моде. Одной из первых, кто бросил вызов старым традициям, оказалась знаменитая балерина А. Дункан. Осенью 1900 года она приехала в Европу с концертным турне. Искушенную, избалованную парижскую публику трудно было чем-то удивить (разве что талантом и мастерством исполнения), но Дункан это удалось в полной мере. Она вышла на сцену не в традиционной балетной пачке, а в легком одеянии, которое напоминало античную тунику. В хореографии Дункан использовала древнегреческую пластику, которую восстанавливала, изучая произведения эллинских ваятелей и сохранившиеся на вазах и других предметах изображения людей, находящихся в движении. Танец, воссозданный балериной по археологическим находкам, конечно, произвел впечатление, но не потряс все-таки умы. Ведь эксперимент Дункан не имел серьезного продолжения. Зато ее туалеты привлекли внимание законодателей мод.
Уже во время парижских гастролей танцовщицы французский модельер П.Пуаре выставил в продажу коллекцию платьев, стилизованных под одежду древних греков. Он предложил облегченную конструкцию платья. Оно представляло собой облегающий короткий лиф (при этом талия оказывалась значительно завышенной), от которого легко и свободно струилась юбка.
Модели Пуаре далеко не сразу нашли своего покупателя. Вначале они казались чересчур авангардными. Но после того, как в них начали выступать актрисы всевозможных кабаре, ревю и пр., лед тронулся. Повальное увлечение легкой и изящной одеждой, созданной Пуаре, стало своеобразной точкой отсчета моды нового века. Ведь фасон «а ля Дункан» упразднял корсет и все мучения, связанные с его ношением.
Продолжили открытое Пуаре направление французские модельеры Дреколь и Бешоф. Они обратились к русскому художнику Баксту, и тот предоставил им эскизы платьев, сделанных для балерины Т.Карсавиной (1885-1978). Они и послужили образцами для создания большой серии туалетов, которая вскоре украсила витрины парижских магазинов.
Восхищенным покупательницам предлагались платья, изготовленные как из легких тканей, например дымчатых муслинов, так и из богато вышитых кашемиров. Появляются целые ансамбли: длинная юбка, доходящая до носка туфли, и короткая, богато украшенная туника, кокетка и подол этих туалетов отделывались вышивкой или кружевами. Обнаженные руки потребовали ношения удлиненных перчаток.
Изменения коснулись не только кроя одежды, но и причесок, косметики, аксессуаров. Легкое платье дополняли небрежно наброшенная на плечи пелерина или длинный плащ. Открытые плечи окутывало пышное меховое боа. Прически стали гладкими и более низкими. Тщательно уложенные конструкции уступили место свободно вьющимся локонам, позже, уже после окончания Первой мировой войны, их сменил перманент.
В десятые годы подражание античности стало главным направлением развития европейской моды, обозначенное как «мод линже-ри», то есть бельевая мода.
Ее противники назвали новое направление «нагой модой», поскольку модельеры, стремясь к максимальной свободе, создавали не одежду, а ее имитацию.
Но приветствуют ее далеко не все. Консервативная и, стало быть, большая часть общества была шокирована этими прозрачными, с многочисленными разрезами, туалетами и видела в них откровенное посягательство на нравственные устои. Поэтому женщинам запрещалось появляться в них в общественных местах. Так, власти американского штата Иллинойс приняли закон, по которому дама, осмелившаяся выйти в таком платье, подвергалась штрафу в двадцать пять долларов. Вдвое больший штраф налагался на женщину, дерзнувшую на пляже продефилировать в купальном костюме.
Любопытно, что в середине девяностых годов XX века «бельевой стиль» вернулся в моду. Забавная ситуация была отмечена на церемонии вручения «Оскара», когда большинство актрис появились в платьях, изготовленных из прозрачных тканей, на тоненьких лямочках, что сильно напоминало ночные рубашки. Журналисты иронически написали, что все выглядели так, как будто они покупали вещи в одном магазине.
Однако за прошедшее с начала века время научились не спорить с модой, и, когда к концу десятилетия стало очевидным, что нижнее белье стремительно выбиралось наверх, сделавшись заметной частью повседневной одежды, к этому отнеслись спокойно. Так раскрепощенность моды начала века завершает это непростое столетие, которое Б.Окуджава охарактеризовал следующим образом: «.. .я понимаю, век, что ты как снег, но что как вечность ты, — не понимаю».