Что такое гамаши?
Давнее использование чулок обусловлено их функциональными свойствами: они должны защищать ноги от холода и сырости. В одной из гробниц египетских фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, крой которой напоминает устройство всем знакомых варежек. В коптских гробницах V века н.э. также находили вязаные носки.
В раннее Средневековье, пока чулки не были известны, ноги от ступни до колена обматывались узкими полосками ткани. Эти полоски были предшественниками обмоток (портянок) которые входили в амуницию военных вплоть до начала XX века.
Затем начали шить чулки из полотна или тонкой кожи. В Триполитании исторической области Ливии — выделывали особую кожу, которая и дала название затягивающимся чулкам, не имевшим ступим. Гораздо позже, уже в XVIII веке, гамаши стали делать из сукна или вязать.
Еще наши предки носили штаны-чулки, сшитые из сукна, холста или тонкой колем. В XII веке были модны шоссы — длинные, облегающие ногу штаны-чулки из ткани. До вольно часто их шили из материи разноги цвета. Само слово «бадешосс» (bas do chausses), означающее в переводе «низ штанов», указывает на их функциональные свойства. Французского происхождения и слово пурпузе. Так называли модную в XII-XV веках короткую мужскую куртку с узкими рукавами или без них, к которой крепились штаны-чулки.
Вязаные чулки в Европе появились лини, в семидесятые годы XVI века. Испания стали первой страной, освоившей их ручное производство. Чулки эти украшались цветными вышитыми клиньями из тонкой ткани. Известно, что английский король Генрих VIII но лучил в качестве подарка пару чулок ручной вязки.
Такие чулки стоили очень дорого и были достоянием знати. Первую вязальную маши ну изобрел английский священник У.Ли. «Механическое чудо» святого отца имело революционизирующее значение. У простых граждан появилась надежда утеплить свои ноги. Правда, как водится, на родине новинку не признали. Королева Елизавета, дочь короля Генриха VIII и его преемница, нашла, что они гораздо толще тех, что вязались из шелка вручную. Королева посоветовала изобретателю зарабатывать деньги каким-либо другим способом. Но тот не последовал совету, а перебрался во Францию и в городе Руане основал первую в мире механическую трикотажную мастерскую. Его машина делала 600 петель в минуту, заменяя несколько десятков мастеров, на порядок удешевляя продукцию. Но машина имела тот недостаток, что вязала лишь прямую полосу ткани. Поэтому выкроенные из нее чулки имели толстый некрасивый шов.
В конце XVIII века во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую плотную ткань в виде трубы. По инициативе министра финансов Людовика XVI под Булонью была создана мануфактура, где работало двести трикотажных машин. Любопытно, что вначале чулки вязали только мужчины, поскольку это была достаточно тяжелая работа.
Чулки, связанные на машине, стоили гораздо дешевле и полностью вытеснили чулки, сшитые из шелка и бархата, лишь в конце XVIII века, когда их цена стала доступной для большей части населения. В высшем свете, где традиции меняются медленно, аристократы еще долго щеголяли в шелковый чулках, изготовленных искусными масторп ми. В эпоху барокко к облегающим панталонам полагались белые шелковые чулки, и эпоху модника Людовика XIV — синие или красные.
Долгое время неизменной оставалась и форма чулок: они доходили до колен и кроились к ноге подвязками или шелковыми лентами. Их завязывали самым причудливым образом. Это могли быть тонкие шнурки с кисточками на концах, пышная розочка, маленький бантик или широкая полоса шелка с длинными концами и бахромой. Герой комедии В.Шекспира Мальволио жалуется, например, что у него затекают ноги от таких подвязок. В Англии подвязка послужила основой первого и совершенно необычного ордена — ордена Подвязки. Оп состоял из двух частей: на груди носили знак ордена — изображение св. Георгия, а под коленом левой ноги поверх белого чулка красовалась голубая лента с подвязкой. Лишь королева имела право носить ленту под локтем левой руки. Во Франции появляется жарретьер — мужские широкие подвязки с бахромой, и к допускалось украшать драгоценными брошками или медальонами.
Французский придворный костюм начали XIX века включал белые шелковые чулки о вытканными стрелками. Простолюдины до вольно долго обходились чулками, изготовленными из домашнего сукна, или просто обмотками. В XIX веке, когда в моду вошли длинные мужские брюки, чулки стали укорачиваться, вскоре они окончательно превращаются в носки, которые с тех пор остаются значимой частью мужской одежды. Правда, первые носки выглядели как перчатки, потому что для каждого пальца вывязывались отдельные чехольчики. Своеобразным отголоском прежней моды являются гольфы — короткие чулки или длинные, до колен, носки, по верхнему краю которых проходит резинка.
Крепление чулок во все времена оставалось головной болью для модельеров. Когда появились удлиненные чулки, для того, чтобы они не сползали с ног, был придуман пояс-держатель. Он крепился на талии и поддерживал чулки при помощи эластичных резинок, которые появились в XIX веке, и металлических фиксаторов.
Современные дизайнеры даже превратили подобные держатели в декоративный элемент. Сами же пояса традиционно расшивались бархатом и кружевом. В XX веке круглые подвязки заменяются на пояса с резинками.
Кстати, мода на кружевные чулки пришла благодаря маркизе Помпадур, фаворитке Людовика XIV. В конце же XIX века появились дамские шелковые чулки, которые отделывали вышивкой — цветочками, бабочками, другими узорами. Современные фантазии Маккуина, модельера дома Живанши, уходят свои ми корнями именно в те времена.
Чулки попали в Россию в XVIII веке, и само слово «чулки» (искаженное татарское «чолгау») существовало в русском языке еще с XVI века и использовалось для обозначении мягкой обуви, облегавшей ногу.
Русский народный костюм предполагал ношение нескольких пар вязаных шерстяных чулок, собранных на ноге складками — гармоникой. Полные ноги считались признаком богатства. Кроме того, голени ноги обматывали, чтобы их не оббивала тяжелая понёва.
Обертывание ног полотнищем ткани был»» продиктовано ношением плетеной или кожа ной обуви. Ношение чулок с обувью обуславливало и их различную толщину: верхнюю часть вывязывали из топкой шерсти, а нижнюю — из более толстой. Такие чулки надева ли под онучи в лапти, сапоги или валенки.
Цвет чулок зависел от цвета шерсти (овечьей или козьей), обычно носили чулки бело го или серого цвета. Узорчатые чулки выписывали на Русском севере. В Самарской и Уфимской губерниях известны чулки с самобытными разноцветными узорами. Им давали самые неожиданные названия - «куколки», «короба», «ободья», «царские кудри», «восьминожка», «подбодрящие панны».
Знать и богачи с момента появления чулок позволяли себе носить чулки ярких, насыщенных тонов. Мода на рыжую шафранную, желтую, красную, розовую окраску чулок была интернациональной.
Кстати, любопытна история возникновения выражения «синий чулок». Его приписывают голландскому адмиралу Боскавену. Однажды он увидел ученого Стиллингфлита, который славился своей образованностью, в синих чулках. Стиллингфлит был членом кружка, который состоял из людей эрудированных, интересующихся наукой. Адмирал присвоил этому кружку название «Собрание синих чулков». Так обозначение одного человека перешло на все общество.
Позже, примерно в восьмидесятых годах XVIII века, «синими чулками» прозвали женщин, увлеченно занимавшихся наукой и забывавших о своих прямых семейных и материнских обязанностях. Ироническое описание подобных дам вошло в обиход после того, как Дж.Байрон написал сатиру на кружок, собиравшийся в доме леди Монтегю. В отечественной литературе XIX века блистательно шаржированный образ мадам Кукшиной вывел И. С. Тургенев.
К концу XIX века чулки делались из пряжи фильдекос (шотландской нити) и фильдеперс (персидской нити), позволявшей изготавливать ажурные, кружевные или сетчатые чулки, обильно декорированные. Они были мягкими на ощупь и имели шелковистым блеск. Обычно нитяные чулки были белыми или темными, молодежь носила чулки коричневого цвета.
Перед Первой мировой войной в моду вот ли «фантастические» ажурные чулки с различными узорами (усиками, цветочками), птичками и вставками из брюссельских кружев. Обычно они изготавливались из шелка и тонкого хлопка (флёра). Параллельно с элегантными моделями носили чулки спортивно го характера с узором в ленту или полоску. В двадцатые годы в моду начинают входить шелковые чулки, чаще всего телесного цвета, В тридцатые годы появились чулки дымчатого, темно-орехового и кротового цвета.
Синтетические ткани упростили изготовление чулок, позволили усовершенствовав их форму и расширили цветовую гамму. Разнообразные оттенки песочного, пепельною цвета, цвета розового дерева вызвали к жизни моду, которая требовала соблюдения одни тонного стиля в одежде. Чулки стали подбирать в соответствии с цветовой гаммой. Наиболее универсальными по-прежнему считались чулки телесного и черного цветов. По фактуре они также были достаточно разнообразными — нейлоновыми, силоновыми, капроновыми. Чулки носились с эластичными поясками, по форме близкими к корсету.
В конце шестидесятых — начале семидесятых годов, когда в моду вошло мини, чулки были потеснены колготками. Но они еще вернутся в нее. В начале девяностых благодаря «бельевому стилю» чулки вновь завоевывают сердца модниц. А их реклама голливудскими звездами сделает этот процесс необратимым.
Однако колготки также продолжают играть активную роль в современной дизайнерской мысли. Например, дизайнер Ф.Старк представил колготки с поясом, переходящим в узкую длинную трикотажную трубу. Изобретение было названо старк-нэйд. К.Диор предложил «чулки-шпильку», соединив в одном целом элементы одежды и обуви. Как тут не вспомнить средневековых мастеров, ухитрявшихся с помощью иглы и ножниц сооружать одежду, которая могла заменить и чулки, и брюки? Все повторяется, но старые идеи интерпретируются в соответствии с новыми технологическими возможностями. Неустанно работающая дизайнерская мысль позволяет предположить, что в XXI веке будут предложены еще более изощренные фасоны чулок.
За века, что существуют чулки, модельерам удалось из чисто функционального пред мета одежды, предназначенного согрева ноги, превратить их в декоративный элемент. Над этим потрудились художники, мастера всех времен и народов. Надо отдать им должное, они достигли своего: чулки, как бы они ни назывались — колготки, шоссы, гамаши и так далее, в дамском гардеробе занимают далеко не последнее место.